Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Ипотечные банки меряются портфелями

11.03.2008 18:20 - раздел: Ипотечное кредитование: Ипотечные банки

Источник: Ипотечные банки меряются портфелями

Под шумок по поводу ипотечного кризиса в США было очень удобно наращивать объемы портфелей за счет «беглецов» и демонстрировать лояльность на фоне ужесточения требований к заемщикам. Кто сумел наиболее удачно воспользоваться ситуацией, кто сохранил и даже укрепил свои позиции? Об этом вы узнаете из рейтинга, составленного М2.

Главная интрига рейтинга российских ипотечных банков заключается не в том, кто займет первое и второе места, а в том, кому достанется третье. В силу специфики нашего рынка первые два места забронированы на ближайшие десятилетия. В предыдущие периоды третью ступеньку на пьедестале почета занимали ДельтаКредит и Москоммерцбанк. И вот новое имя. Лидером-2007 среди частных банков по масштабам ипотечной деятельности стал КИТ-финанс.

В 2007 году многие банки в разы, а то и на порядок нарастили объемы своих ипотечных портфелей. Впереди всех расположился Альфа-банк с почти нереальным показателем увеличения портфеля — 1366%. За ним идут ВТБ-24 (440%), КИТ-финанс (350%), Уралсиб (345%), Урса банк (234%), ДельтаКредит (226%), Газпромбанк (202%) и Сбербанк (201%). Из организаций, не вошедших в Top-20, но приближающихся к нему, стоит отметить Газэнергопромбанк, чей ипотечный портфель за 2007 год увеличился почти в десять раз — с 313,7 млн до 3 млрд руб.

Такие достижения, разумеется, не обеспечишь только за счет розницы — большинство упомянутых банков активно перекупало ипотечные портфели у других игроков. Но судить о размахе ипотечной деятельности по объему портфеля довольно трудно, поскольку многие из банков на протяжении 2007 года рефинансировали крупные пулы ипотечных кредитов, проще говоря — перепродали их. Соответственно, объем их собственных ипотечных портфелей заметно сократился. Держать на балансе большой портфель, не собираясь секьюритизировать пулы закладных, нерентабельно. Поэтому стремление перепродать кредиты совсем не обязательно означает слабость. Кстати, от пулов закладных банки иногда избавляются даже в том случае, если готовятся к секьюритизации, — если качество этих закладных не соответствует необходимым стандартам.

Объем имеет значение

Раз уж речь идет о масштабах ипотечной деятельности, закономерно измерять ее с точки зрения розничных продаж, как бы красиво ни выглядели другие показатели. По версии М2, в основу Top-20 российских ипотечных банков положен показатель объема займов, выданных банком за 2007 год (см. таблицу).

Такой показатель, как общая величина ипотечного портфеля, тоже нельзя сбрасывать со счетов. Банки, существенно нарастившие в прошлом году портфель за счет приобретения пулов кредитов для последующей секьюритизации, в нынешней нестабильной обстановке на фондовых рынках вызывают как минимум уважение уверенностью в своих перспективах. Так что этот показатель также отражен в таблице, хотя он и не является определяющим.Объемы выданных кредитов, безусловно, значимый показатель работы банка. Но с точки зрения клиентов и потенциальных заемщиков, это дело десятое. Для потребителя существенное значение имеет узнаваемость банка. Она зависит от интенсивности рекламы и, думается, в немалой степени от величины розничной сети. Потому что чем больше вывесок мелькает у нас перед глазами, превращаясь в привычную деталь пейзажа, тем выше вероятность того, что выбор падет на знакомое название.Исходя из этого соображения, мы приводим данные о розничной сети банков в ракурсе ипотечной деятельности: количество точек любого рода (филиалы, дополнительные офисы, ипотечные центры, агентские конторы и т. д.), где принимаются заявки на получение ипотечного кредита.

В таблице специально указаны три составляющие: количество точек в Москве, Петербурге и провинции, поскольку вектор развития ипотечного рынка, по общему мнению специалистов, смещается в направлении региональных рынков. Они пока мало освоены и открывают интересные перспективы.

У Сбербанка розничных точек, где можно подать заявку на ипотеку, только в Москве насчитывается 705 и более 6 тыс. — по России. Если оставить патриарха российского банкинга за скобками, то в Москве самая широкая сеть у Райффайзенбанка — 61, Росбанка — 39 и Юникредита — 28. В Петербурге лидируют те же компании и в том же порядке: Райффайзенбанк держит 11 точек, где ждут потенциальных ипотечных заемщиков, Росбанк — 10, Юникредит — 8.

В регионах расклад иной. После Сбербанка наибольшее количество пунктов приема заявок на ипотеку принадлежит Росбанку — 434, Транскредитбанку — 117, ВТБ-24 — 97, Райффайзенбанку — 92 и ДельтаКредиту — 90. У многих крупных банков в Москве действуют один–два офиса приема заявок на ипотеку (Альфа-банк, Городской ипотечный банк, «КИТ-финанс», Москоммерцбанк, Русский ипотечный банк, Юниаструмбанк). Надо полагать, что они сосредоточили свою работу в ипотечных центрах, жертвуя количеством в угоду качеству. А Русский ипотечный банк к тому же пошел по собственному пути привлечения клиентов через партнерскую сеть — по его стандартам кредиты выдают более 90 банков, операторов АИЖК, страховых и оценочных компаний в 70 субъектах Российской Федерации.

Кстати, в провинции рынок вторичного жилья почти повсеместно уступает рынку новостроек. К тому же застройщики легче частных владельцев домов и квартир соглашаются на оплату посредством ипотеки. Соответственно, в регионах по прошествии времени станут преобладать ипотечные сделки на первичном рынке. Поэтому логично предположить, что те игроки, которые выведут на рынок специальные программы по новостройкам, получат серьезное конкурентное преимущество.

Обаятельные и привлекательныеСамые любопытные результаты показал неформальный опрос участников рынка, которые согласились ранжировать ведущие ипотечные банки 2007 года по нескольким критериям. Полученные оценки отражают взгляды участников рынка самого разного профиля. В опросе приняли участие банки (ИпоТек банк, Сведбанк), брокерские компании (Кредитмарт, Национальное бюро ипотечного кредитования, корпорация «БЕСТ-Недвижимость»), а также инвестиционно-строительная компания «Квартал», которая участвует в партнерских ипотечных программах ведущих банков.

Результаты оказались любопытными. В категории «наиболее привлекательный банк в глазах клиентов с точки зрения условий кредитования» абсолютным лидером стал ВТБ-24. Чуть меньше очков набрал ДельтаКредит, за которым вплотную идут Сбербанк и Абсолют банк. Из входящих в двадцатку самыми непривлекательными банками для ипотечных заемщиков были названы Москоммерцбанк и Юниаструм.

По поводу лояльности к клиентам с точки зрения оценки и страховки большинство участников сошлись во мнении, что все банки предъявляют в целом однородные требования, хотя некоторые выделили Сбербанк и Росбанк как самые лояльные.Степень комфортности условий по погашению кредитов (количество точек оплаты, круглосуточных платежных терминалов, ночных офисов, возможность использования разных способов оплаты), по мнению экспертов, наиболее высока в Райффайзенбанке. ВТБ-24 и Сбербанк поделили второе место, а Банк Москвы и Абсолют банк — третье.

В отношении рекламы своих услуг не имеет равных опять-таки ВТБ-24. Несколько ниже оценена работа пиарщиков Альфа-банка. Сбербанк и Банк Москвы получили «бронзу».Похоже, что мнение о неповоротливости и плохом маркетинге Сбербанка переходит в область преданий. Высокие оценки, которые дают его деятельности профессиональные игроки ипотечного рынка, говорят о том, что по крайней мере в этом сегменте своей деятельности Сбербанк развивается вполне успешно.

В 2007 году самым крупным по размеру собственного капитала среди специализированных ипотечных банков в России стал ДельтаКредит банк. По оценкам международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service, его рейтинг по национальной шкале достиг максимально возможного уровня — Ваа2. Дальше подниматься пока некуда — ограничивает национальный рейтинг России.

И суперкредитор, и сам себе актер

Чем еще запомнился 2007 год? Росевробанк первым из всех увеличил максимальный на рынке срок погашения займа с 30 до 40 лет. Самый большой объем ипотечного кредита в 2007 году предоставил ВТБ-24 — $19 млн (по доступным данным). Самой экзотичной валютой ипотечного кредита 2007 года стали швейцарские франки — такие кредиты выдавали Банк Москвы и Инвестсбербанк.

Самым творческим банком справедливо назвать ДельтаКредит, который силами своего топ-менеджмента поставил спектакль по «Алхимику» Паоло Коэльо и обещает незабываемое зрелище для всех, кто придет 18 марта в театр «Ромэн». Вырученные средства передадут детскому дому «Китеж» в Калужской области.

Версия для печати
« 2008 г. »
« Март »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      






   Рейтинг@Mail.ru