Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Зеленоград: курс на "компактный город"

07.05.2005 19:30 - раздел: Новости недвижимости: Москва и Подмосковье

Сегодня 40 процентов его жителей вынуждены работать в столице

Состоявшийся в конце минувшей недели Общественный градостроительный совет при мэре столицы был весьма насыщенным по тематике и сложности. Достаточно сказать, что на повестке дня стояли такие проблемы, как развитие Зеленограда до 2020 года, реконструкция и возможная застройка части территории Парка искусств на Крымском валу, многоуровневые паркинги в районе Театральной площади, у станции метро «Выхино» и на площади Европы... Ясно, что в одном материале всего не объять. На сегодняшний день выделим несколько тем.

Доперестроечная Москва гордилась своим детищем - единственным городом-спутником, вынесенным за МКАД на 20 километров. Окруженный со всех сторон подмосковными рощами и дубравами, он предоставил столичным архитекторам редкую возможность - построить город «с чистого листа», по единому плану. Было это чуть более сорока лет назад. Зеленоград замышлялся как наукоград - в советские времена он фактически стал центром электроники всего государства. Здесь по тогдашним временам все было особенное: и архитектура, и обилие научных учреждений, и увлечение спортом, и инфраструктура. И население тоже было особенное...

Как отметил в своем докладе главный архитектор города Александр Кузьмин, Зеленоград и поныне является своего рода уникумом среди европейских городов: если там число трудоспособного населения с высшим образованием составляет около 23 процентов, в Зеленограде этот показатель равен 44 процентам! Однако гордиться этим можно было разве что до 90-х годов, когда отечественный научный потенциал был и востребован, и поддерживался могучей народно-хозяйственной системой Советского государства. С распадом Союза, как известно, и «физики, и лирики» надолго оказались в загоне...

Тридцать лет назад население города составляло 115 тысяч человек. Территория - более 2200 гектаров, из которых тысяча приходилась на зеленые посадки... Ныне здесь, в Зеленоградском административном округе Москвы, на площади в 37 квадратных километров проживают 215 тысяч «загородных» москвичей. В 1997 году - уже в новых экономических и социальных условиях - в рамках подготовленного Генерального плана развития Москвы был принят новый генплан развития захиревшего наукограда.

Однако время настоятельно требует кардинальных мер в отношении этого региона. Разработчики подошли к назревшей задаче со всей ответственностью и не стали выдвигать единый непогрешимый рецепт актуализации забуксовавшего документа. А предложили аж четыре возможные проектные стратегии.

Люди едут. «Пробки» растут

По словам А.В.Кузьмина, градостроители не рассматривают этот административный округ как некий отрезанный от мегаполиса остров, а пытаются подойти к его проблемам с учетом того, что он находится в непосредственном «общении» с соседними подмосковными районами. К тому же, по расчетам, к 2020 году население Зеленограда может составить порядка 270 тысяч человек. И если сегодня отсюда на заработки в Москву ежедневно выезжает 54,3 тысячи человек из 123 тысяч трудоспособных жителей, лет через 10-15 это число может увеличиться до 75 тысяч. Уже и сегодня для этих дневных мигрантов транспортная проблема является одной из главных. Если же добавить к их числу десятки тысяч подмосковных жителей, едущих в том же направлении и в те же часы...

Как быть? По словам главного архитектора, можно, конечно, пойти по такому пути - на какое-то время сделать Зеленоград фактически «спальным» районом, обратив основное внимание на реконструкцию старого и строительство нового жилья. Ну а затем начать создавать новые предприятия в регионе... Однако до той поры все равно придется модернизировать транспортные магистрали - Пятницкое и Ленинградское шоссе, строить дорогу- дублер, прокладывать связку между Шереметьевом и Зеленоградом. Если считать в долларах, в сам Зеленоград придется инвестировать более 4 миллиардов условных единиц и чуть меньше - в региональную инфраструктуру. Причем все эти годы зеленоградцы будут существовать фактически на «два дома», поскольку ближние рабочие места будут создаваться долго...

Дважды в одну реку?

Был еще представлен вариант утопический и прекрасный, как сон нобелевского лауреата: здесь основной акцент делается на возрождение наукограда, направленное инвестирование в сферу высоких технологий. В результате могут быть созданы 15 тысяч новых рабочих мест, трудовая миграция сократится также до 15 тысяч. При этом приток нового населения не должен опережать ввода нового жилья и создания новых рабочих мест... Вроде бы и про новые магистрали в этом симпатичном плане не упомянуто - никуда зеленоградским ученым и инженерам ездить не придется, - только стоимость проекта все равно превышает 4,3 миллиарда долларов. И главное, ничего не сказано, откуда эти средства на чистую науку возьмутся? Инвестиции ведь отдачу любят, причем скорую.

Между тем, даром ничего не бывает. А может, вообще забыть об уникальном характере города, его научном потенциале? А просто взять и допустить его превращение в один из безликих райцентров с разномастной торговлей, челночными развалами, множеством ангаров по розливу «стеклопротирочной жидкости» и шаурмой на закуску к ней? Вот уж где «помощников» хватит...

На ЭКСПО - в Зеленоград?

К счастью, гепроектировщики и руководство города настроены более оптимистично. Вот еще идея: не попробовать ли создать для Зеленограда совсем иной имидж, новый и престижный? Скажем, в районе Крюкова организовать новую крупную функцию - построить ЭКСПО-12, под который уже резервировали место в районе ВВЦ (то есть, знаменитого ВДНХ). Действительно, с точки зрения архитектурной и градостроительной, здесь открываются очень интересные перспективы. Москва получит новый информационно-научный современный комплекс, население - множество рабочих мест. Однако все упирается в ту же пресловутую транспортную проблему.

Ну и, наконец, самым реальным и приемлемым разработчики на сегодняшний день считают вариант компактного - сбалансированного и комплексного - развития Зеленограда и прилегающего региона, «с возможностью получасовой доступности мест работы от жилых кварталов». Новые рабочие места создаются преимущественно в районах Шереметьева и Поварова, большие перспективы у новой научно- производственной зоны Алабушево. В эту концепцию также вписывается уже упомянутая идея международного ЭКСПО-комплекса.

Кстати, использование местных трудовых ресурсов должно сократить приток мигрантов в этот город. В результате население в существующих административных границах может к 2020 году составить не более 230 тысяч человек, причем обеспеченность зеленоградцев отдельным жильем - при сохранении московских темпов - может достичь 27 квадратных метров на человека.

Важно отметить, что в предлагаемый генплан заложен один существенный момент - на каждую построенную квартиру должен вводиться 1 квадратный метр производственных площадей, причем это должны быть градообразующие производства.

Выступивший на Общественном совете префект Зеленоградского АО Анатолий Николаевич Смирнов в целом положительно отметил серьезную работу, проделанную авторами генерального плана развития Зеленограда до 2020. Хотя и подчеркнул, что на решение основных проблем нужны немалые средства.

Паркинг в золотых недрах

Золотой остров у нас уже есть, и даже 100-метровый дядька Черномор к нему приставлен... Но где по-настоящему не счесть исторических сокровищ - так это в подземных недрах столицы! Вот, к примеру, возьмем участок Театральной площади - Воскресенскую площадь - между гостиницами «Москва» и «Метрополь». Чего только не сберегают ее древние глубины! Во-первых, спрятанную в трубу речку Неглинку, затем часть прекрасно сохранившейся бревенчатой Петровской дороги, фрагменты Воскресенского моста. Ну и, конечно, множество разных предметов труда и быта древних москвичей, оставшихся в завалах после строительства метрополитена и первой гостиницы «Москва»...

Сейчас эти грунты снова возьмут в переделку: под сквером, рядом с одним из первых городских водопроводов - фонтаном работы Витали и памятником Карлу Марксу, принято решение разместить многоярусный паркинг на 500 машино-мест. Хотели устроить пять уровней, мэр столицы утвердил четыре. Заезд сюда будет со стороны «Метрополя», выезд - перед «Москвой».

У авторов кроме того идея: в рамках программы «Всесезонный город» первый этаж подземки сделать прогулочным, с тем чтобы публика могла уйти под крышу-мостовую в районе Манежной площади, а «вынырнуть» за гостиницей «Москва». Под крышей можно будет переждать непогоду. Наверняка куча киосков появится...

Что беспокоит специалистов: мы так и не научились делать красивые вентиляционные шахты. Достаточно посмотреть на «саркофаги» Манежной площади или метрополитеновские трубы, чтобы убедиться в этом. Как бы четыре вентшахты подземной стоянки не испортили вида чудесной площади с ее обаятельным фонтаном, украшенным пухлыми купидонами! Кстати, о другом не менее знакомом москвичам персонаже. По первоначальному замыслу, при строительстве паркинга планировалось на время демонтировать памятник Карлу Марксу. (Глядишь, потом бы и не вернулся по месту прежней прописки!). Но нынче от затеи отказались - нелегкая работать перетащить 160-тонную глыбу! Поднимался вопрос и о сложной геоморфологии здешней территории. Мэр заверил, что исследование почв будет проведено самым тщательным образом.

Версия для печати
« 2005 г. »
« Май »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     






   Рейтинг@Mail.ru