Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Тендерный комитет возрождает традиции конкурсов и аукционов

11.05.2005 18:36 - раздел: Новости недвижимости: Москва и Подмосковье

«Бюджет - это наше все», - сказал председатель Комитета по конкурсам и аукционам Москвы Геннадий ДЕГТЕВ, побывав недавно в гостях у главного редактора нашей газеты Шода МУЛАДЖАНОВА. И после небольшой паузы добавил: «Святая заповедь для чиновника. Это правило я постигал, еще будучи префектом Центрального округа».

Цели и задачи

- Геннадий Валентинович, в структуре московского правительства прежде ничего, подобного Комитету по конкурсам и аукционам, не было. Означает ли это смену курса городской власти в подходе к выбору исполни теля на те или иные работы по госзаказу!

- Аналогичной структуры в столице раньше действительно не было, поэтому мэр Юрий Михайлович Лужков поставил перед Тендерным комитетом задачу - создать в Москве единую модель проведения торгов по всем направлениям. С унифицированными правилами и требованиями для каждого участника конкурса или аукциона, открытой и доступной для всех соискателей информационной базой и «прозрачной» процедурой определения победителя.

- И все это удалось сделать за один год!

- В целом - да. Этот пери од я делю для себя на два со стояния: организационная работа, ведь Комитет начинался с нуля, и результаты первых конкурсных мероприятий. Задача оказалась достаточно широкого формата и очень сложной для реализации.

- Почему!

- Необходимо было определить приоритетную политику го рода в области организации торгов, обеспечить максимальные поступления в городскую казну от их проведения, сформировать единую методологию организации конкурсов и аукционов.

Когда мы стали работать с текстами базовых нормативных документов, то решили пойти по пути сохранения части полномочий государственных заказчиков, чтобы они выполняли эту работу самостоятельно, но стандартизировали систему проведения конкурсных процедур через городские профильные комиссии.

Казалось бы, с точки зрения организации - простой и понятный вопрос. Знали бы вы, сколько мы наслушались в свой адрес оценочных характеристик, причем по банальным и очевидным понятиям! Показателен пример, когда мы ввели стандартную форму подачи объявления о конкурсе в официальном журнале. Наша деловая переписка с заказчиками в тот период была далека от конструктивного обсуждения позиций и обмена мнениями, а напоминала острую полемику «полюсных» взглядов.

- В итоге удалось достигнуть понимания!

- Для сравнения: в прошлом году количество объявлений о проведении конкурсов увеличилось почти в 5 раз, хотя, конечно, в деле информирования и гласности процедуры торгов предстоит еще много работать.

- Демократичный и, я бы сказал, смелый подход. Особенно, если учесть, что в целом конкурсы воспринимаются как ангажированная и замкнутая система доступа к городскому заказу. Острословы, которых в среде журналистов предостаточно, окрестили конкурсную кухню как процесс пережевывания бюджетных денег.

- Вот это да! А нас упрека ют именно в том, что мы сделали его совершенно неудобоваримым: заорганизовали, усложнили этапы сбора документов, подключили к проверке их достоверности налоговые структуры, слишком придирчиво проверяем финансовую состоятельность и профессиональную компетентность соискателей.

Между тем столь скрупулезный подход к исполнителям продиктован задачами Комитета, деятельность которого направлена на повышение эффективности конкурсных торгов в Москве, оптимизацию использования средств города, улучшение инвестиционного климата, развитие добросовестной конкуренции и гласности при размещении городских государственных заказов и реализации инвестиционных проектов.

Функции и подходы

- При внешней простоте и ясности и сложившихся процедурных правилах проведения конкур сов и аукционов все-таки это достаточно специальная и профильная сфера деятельности городской власти. Тем более что заявлен открытый и «прозрачный» принцип их проведения. Скажите, каким образом это обеспечивается!

- Работа ведется по нескольким направлениям. Во-первых, системное планирование торгов. На сайте Тендерного комитета есть рабочий график проведения конкурсов по размещению городского заказа, а также план-график конкурсов и аукционов по реализации инвестиционных проектов, который рассчитан на 2005 - 2006 годы и содержит 240 объектов с адресами и срока ми. По ведению реестров: на Комитет возложена функция регистрации и учета государственных и инвестиционных контрактов, а так же организационно-методическое обеспечение проведения торгов.

Как образно заметил мэр, предстоит разработать целую энциклопедию с разъяснением и уточнением основных терминов, понятий, правил, формулировок законодательных актов, многие из которых, кстати говоря, требуют серьезных корректировок и дополнений.

- Оценивая итоги первого года, с вашей точки зрения, каких результатов реально удалось достигнуть!

- Комитетом выпущены все базовые документы, без которых конкурс проводить сложно. Одно временно решались технологические вопросы с государственными заказчиками, которых в городской системе сегодня насчитывается более 150. Второе: разработан поря док проведения закрытых конкур сов. Это целая отрасль городского управления.

- Получается, что та лакомая ниша распределения горзаказа между «своими» и «близкими» сохранена в нетронутом виде!

- Нет, не так. Понятно, что есть такие сферы городской жизни, где существуют определенные ограничения, не учитывать которые нельзя. Они связаны в основном со стратегическими объектами столицы и обеспечением безопасности проживания москвичей. В остальных случаях проводить конкурсы в закрытом режиме нет оснований. Тендерным комитетом был предложен альтернативный порядок, и в настоящее время он принят всеми участниками процесса государственного заказа.

- То есть закрытых конкурсов теперь стало меньше!

В прошлом году их доля сократилась в 2,2 раза и составила 26,3 процента против 57,8 процента в 2003 году.

Одним из важных результатов нашей работы я назвал бы также доступность информации об условиях и возможностях участия в конкурсных процедурах. Все инструменты для потенциальных соискателей сегодня сформированы, хотя есть и несогласные с этим. В данном случае высказываю свою позицию. И главное - мы были востребованы у государственных заказчиков. Понимание и взаимодействие наших коллег с Тендерным комитетом я считаю принципиальным. Можно ведь по-разному выстраивать систему отношений, но я признателен городским руководителям, особенно мэру, за политическую стойкость и твердость в этом вопросе. Многие документы, которые Юрий Михайлович получает для подписания, он возвращает с визой: «На конкурс».

Первые результаты

- Как выглядит масштаб этой работы в цифрах!

- В прошлом году в Москве было проведено 6925 конкурсов по размещению городского государственного заказа.

- Много это или мало!

- Это почти в 2,37 раза превышает количество тендеров, проведенных в 2003 году.

- Давайте поговорим о реальной пользе Комитета для города. В цифрах она впечатляет, а на сколько ощутимы денежные поступления в казну!

- Я приведу цифры прошлого месяца. Так, в марте сэкономлено порядка 500 миллионов рублей бюджетных средств по итогам про ведения подрядных конкурсов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт городских объектов. В торгах по разным лотам на строительство объектов жилого и нежилого фонда, дорог, инженерных коммуникаций и других участвовали от 2 до 9 претендентов. Основными критериями выбора победителей были снижение затрат городского бюджета и сокращение сроков выполнения работ.

- Геннадий Валентинович, мы поговорили о многих процедурных деталях, но ничего не прозвучало о регламенте конкурса.

- По закону мы обязаны сообщить о проведении конкурса в официальном издании «Московские торги» за 30 дней до назначенной даты. Потенциальный инвестор приобретает комплект конкурсных документов и заполняет заявку на участие в конкурсе, где указывает необходимые сведения о своем предприятии и предоставляет документы об отсутствии финансовой задолженности. Соискатель также предъявляет квалификационные характеристики по виду деятельности, который выставляется на кон курс. Затем проверяется достоверность сведений, указанных в заявке. В назначенный день вскрываются закрытые конверты, в каждом из которых представлены ценовые характеристики и предложения участников конкурса. По их результатам конкурсной комиссией определяется победитель.

Горзаказ - не товар, а возмездная услуга...

- Вот вы упомянули о привлечении фискальных органов для проверки финансовой состоятельности конкурсантов. Сомневаетесь в их платежеспособности!

- В том числе.

- А бывает, что по представлению налоговиков участников конкурса или аукциона снимают с дистанции!

Да, бывает. Такая ситуация возникла, когда был объявлен кон курс на поставку и монтаж театрально технологического оборудования и музыкальных инструментов для нового здания московского театра «Мастерская П. Н. Фоменко». Одна из фирм-участниц заявила о себе недостоверные сведения. Как потом выяснилось, учредительные документы были оформлены только для участия в данном тендере с целью дальнейшей переуступки прав и невыполнения договорных обязательств.

- Разве это незаконно! Насколько я знаю, систему субподрядов пока никто не отменял.

- В данном случае речь идет не o привлечении дополнительной рабочей силы со стороны, это обычная практика. Запрещено перепродавать городской заказ как товар, ничего не создавая, не вкладывая и не обременяя себя ответственностью за конечный результат. Между тем на все конкурсные лоты выставляются городские объекты, и они не могут быть переданы в руки случайных посредников.

- Похоже, мы так глубоко по грузились в дискуссию о частном, что за полемикой забыли о предмете разговора. И все же: почему, скажем, стулья для мастерской Фоменко в конкурсном фор мате перестали быть товаром! И как тогда они именуются на чиновничьем языке!

- Возмездной услугой, предоставляемой поставщиком на конкурсной основе. Вопрос, между прочим, вовсе не частный. Для города важно, чтобы его заказ выполнялся не случайными фирмами-«однодневками», ловко играющими на ценовом демпинге, а профессионалами, заинтересованными предложить государственному заказчику оптимальное соотношение стоимости и качества своей услуги с расширением числа рабочих мест в городе. Кстати, в результате кон курса по закупке оборудования для мастерской Петра Фоменко благо даря тщательной проработке документации, представленной на кон курс претендентами, и профессионального проведения конкурсных процедур удалось сэкономить бюджетные средства в сумме почти 1 млн. евро.

- Где же вы таких «спецов» - универсалов нашли - и по театральному оборудованию, и по музыкальным инструментам!

- Конкурс проводился двумя лотами, на каждый из которых претендовали по 5 компаний. Победители определялись по максимальной цене снижения стоимости госконтракта и результатам заключения экспертной группы.

...И ПО ВОЗМОЖНОСТИ - комплексная

- Хорошо, если конкурсная комиссия не ошиблась в выборе подрядчиков. Когда же на каком- то этапе система начнет «сбоить», то не получится ли, как в известной репризе Аркадия Райкина про пиджак: к пуговицам претензий нет, а рукава - это совершенно другой профиль!

- Мы к этому как раз и пришли. Конкурсный объект нужно формировать как комплексную услугу. Комплектуя пакет госзаказа на объект полного цикла, скажем, здания школы, администрации не интересно приобретать оборудование для классов отдельными закупками стульев, парт, компьютеров, учебных пособий для различных дисциплин. По признакам комплексной услуги и надо формировать такие лоты. Тогда и роль конкур сов становится принципиально иной: не только выбрать лучшего исполнителя на городской заказ, но и обеспечить все условия деятельности объекта.

- Такие примеры в практике Тендерного комитета есть!

- В ближайшее время у нас будут проведены два уникальных в этом смысле конкурса. Один из них определит победителя для закупки оборудования нового медицинского центра Боткинской больницы, другой - для строительства спортивного комплекса на Ходынском поле. В чем их особенность? Сформировано техническое задание, претенденты будут самостоятельно предлагать ценовую характеристику лота.

Как же вы будете определять победителя, не заявляя стартовую стоимость лота, которая, насколько я знаю, должна быть подкреплена соответствующей строкой в бюджете! Сколько попросят, столько и дадите!

- В данном случае будет проведена большая предварительная работа - маркетинг, экспертные мероприятия по квалификационным услугам и предложениям соискателей. Мы пошли на этот шаг, потому что современные производства имеют такой широкий спектр технологических возможностей, что оптимальное и ответственное решение способны принять только высококвалифицированные топменеджеры, которые прекрасно знают свое дело. Лучше ведь сравнить предложения профессионалов, чем загонять их в казенный формат стандартных инструкций. На мой взгляд, такой подход имеет хорошие перспективы.

- Это правильно, потому что можно сразу понять, какова же будет конечная стоимость объекта. Скажите, в чем специфика кон курсов по выбору инвесторов на строительство городских объектов!

- На днях состоялся открытый аукцион на право реализации инвестиционного проекта строительства наземной части центрального ядра Московского международного делового центра «Москва-Сити».

- Подобные объекты в городе на виду. Какие-то особые требования к участникам аукциона были предъявлены!

- Квалификационные - безусловно. Основные из них: практический опыт создания и управления крупными многофункциональными комплексами, наличие подтвержденных банковскими обязательствами инвестиций в объеме не менее 300 миллионов долларов.

- Максимально предложенная доля города в совместной долевой собственности предприятия. Победитель приобрел право на строительство объекта, предложив 25 процентов доли города. Архитектурная концепция проекта предусматривает строительство наземной части центрального ядра «Москва- Сити» общей площадью до 150 тысяч квадратных метров, включая устройство светопрозрачного покрытия, боковых ограждений.

- Насколько я понимаю, это не офисная часть здания!

- Торгово-развлекательный комплекс с доступной общественной зоной.

Возрождение традиций.

- По торговле и развлечениям Москва, похоже, давно впереди планеты всей. Понятно, что экономическая привлекательность таких проектов вынуждает город тиражировать уже примелькавшиеся объекты этого назойливого бизнеса. Согласитесь, заманчивые фасады подобных заведений, какими бы агрессивно привлекательными «штучками» их ни оформляли, никогда не станут украшением и гордостью столицы. Извините за пафосность стиля, а памятники культуры, исторические архитектурные ансамбли - они представляют какой-нибудь интерес для Тендерного комитета!

- Мне хотелось бы все-таки заступиться за те здания, профиль которых почему-то считается «назойливым бизнесом». Время рас ставит все по своим местам, но в истории Москвы немало примеров, когда сооружения, далекие от духовного предназначения, впоследствии были признаны шедеврами городской архитектуры.

Вспомните здание Верхних Торговых рядов, где размещается современный ГУМ, или знаменитые Сандуновские бани. А ведь эти объекты появились в Москве в результате проведения городских конкурсов. История создания ГУМа вообще уникальна: его проект несколько лет открыто обсуждался в прессе.

Победитель был выбран из 23 претендентов фактически всенародным голосованием. Появлению любимых москвичами «сандунов» столица обязана актерской чете Сандуновых. Они, выражаясь современным языком, на собственные деньги проинвестировали строительство городских бань, ставших архитектурным достоянием Москвы. Так что мы ничего нового в смысле методологии и подходов не изобретаем, а лишь возрождаем традиции, применяя современные технические возможности и средства для проведения конкурсов на объекты городского назначения. Естественно, мы заинтересованы в открытости информации о нашей работе.

И еще: сейчас на аукцион выставляется много таких земельных участков, которые длительное время использовались как места захоронения бытовых, строительных и промышленных отходов. Разве у города нет оснований гордиться тем, что эти «черные дыры» мусорных свалок навсегда исчезают с его территории?

Теперь об интересе к архитектурным памятникам. В мае будет проведен открытый конкурс по подбору инвесторов на проектирование и строительство объектов этнографического оформления на территории государственного музея-заповедника «Коломенское».

Конкурсная комиссия рассмотрит 5 инвестиционных проектов: усадьба пекаря с пекарней, гостиница на 200 мест, 12 «заезжих изб» и 3 трактира на 250, 150 и 70 мест. Критерием определения победителей по каждому из 5 лотов является максимальное снижение сроков аренды по минимальной арендной ставке.

- Минимальный срок - это сколько?

- По разным лотам от 4 до 8 лет.

- Интересно, в каких объемах инвесторы готовы вложиться в национальное историческое наследие!

- Ориентировочно их затраты на гостиницу составят 7,06 миллиона долларов, на три трактира почти 4,5 миллиона и 304 тысячи на усадьбу пекаря. Проектирование объектов осуществляется на основе историко-архивных материалов с воссозданием постройки и благоустройством территории по историческим аналогам XVII - XIX веков.

- Но ведь инвестор по истечении времени вправе перепрофилировать свое строение. Не получится ли так, что в будущем, скажем, усадьба пекаря невероятным образом по документам вдруг окажется каким-нибудь типовым объектом столичной инфраструктуры: банно-прачечным комбинатом, шашлычной или автосервисом, например!

- По условиям конкурса, в результате реализации инвестиционного проекта все объекты передаются в собственность города, так что никаких чудес не предвидится.

В числе появления значимых для столицы будущих объектов могу назвать проект на строительство парка «Исторические ландшафты Москвы», примыкающего к застройке Ходынского поля. По замыслу авторов, на территории парка планируется создание бульвара, отражающего советский период с 30-го по 50-е годы в столичной ландшафтной архитектуре, установка трех- и двухъярусных клумб, розария. Кроме этого предусмотрена посадка более 1200 деревьев и 10 тысяч кустарников. По отдельным проектам на бульваре планируется установка памятников Валерию Чкалову и «Герою», парковых скульптур, беседки и видовой площадки.

О преференциях

Геннадий Валентинович, из нашего диалога, во многом для меня познавательного, я понял, что Тендерный комитет Москвы предъявляет к соискателям в качестве обязательных требований наличие квалификационного опыта по тому виду работ, которые представлены на конкурсе. Между тем в новом законопроекте о госзаказе данное условие никак не обозначено. Означает ли это, что после утверждения закона в Государственной Думе, столице придется поменять правила и допускать на конкурс не только профессионалов, но и всех желающих!

- Пока трудно говорить, в каком виде будет принят новый за кон о госзаказе, но некоторые его положения определенно требуют уточнения. Хорошо, если законодатели захотят прислушаться к специалистам на местах. В этом смысле я возлагаю большие надежды на СМИ, потому что открытая полемика, дискуссии и обмен мнения ми - все это должно стать открытой и доступной информацией для общественности. Только так, на мой взгляд, можно удержаться от соблазна создать теоретически абсолютную и универсальную модель размещения государственного заказа на всем пространстве нашей необъятной Родины.

- Складывается впечатление, что у многих федеральных чиновников в голове доминируют само державные принципы: никак иначе и везде одинаково.

- Нас упрекают в том, что мы можем разрушить единое экономическое пространство. Лично для меня это пока трудно усваиваемое понятие. Почему-то считается, что если принять закон, то он естественным образом обеспечит формирование единого экономического пространства, но так ли это?

На мой взгляд, это очень опасная тенденция. Главная беда разработчиков законопроекта в том, что они пытаются лишить органы власти субъектов Федерации и муниципалитетов возможности принимать законодательные акты высшей юридической силы в рамках действующего закона РФ.

- Получается, все, что происходит в Москве и где-нибудь за Уральским хребтом, должно регулироваться единой «калькой» закона. Это же неправильно и, между прочим, противоречит Бюджетному кодексу. В каждом субъекте Федерации своя экономическая ситуация, и не учитывать ее при реализации законодательных актов просто невозможно.

К сожалению, нет уверенности, что удастся убедить законодателей согласиться с принципиальным подходом сохранения за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями права регулировать порядок размещения госзаказа на своей территории. Если этого не будет, тогда в чем роль законодательных собраний?

- Я знаю, что конкурсы проводятся на честной основе, носка жите, существует ли система здорового протекционизма для его участников! Не коррупции, а объективной заинтересованности организаторов в размещении госзаказа на местных предприятиях!

- Это достаточно принципиальный вопрос. В действующем законодательстве о проведении торгов и в других правовых документах присутствуют преференции. В дан ном случае я говорю о городском законе «О размещении городско го заказа», где при прочих равных условиях московским производителям предоставляется 10-процентная преференция. Это объективные обстоятельства. Ведь конкурс призван решать еще и социальные задачи, чтобы на объектах городского заказа москвичам были предоставлены рабочие места.

К сожалению, в проекте федерального закона подход к этой проблеме разработчиков и депутатов Госдумы однозначный: квоты на рабочие места сохранены только для исправительно-трудовых учреждений и для предприятий, использующих труд инвалидов.

«Бюджет - это наше все»

- Геннадий Валентинович, на ваш взгляд, много ли в законопроекте «нестыковок» замысла и реальности! Я поясню: насколько обсуждаемый в настоящее время документ соответствует сложив шейся конъюнктуре рыночных от ношений, в частности, московского региона и уровню тех требований, которые предъявляет сто- личное правительство к инвесторам и подрядным организациям?

- Вы хотите, чтобы я ответил вежливо или честно?

- Скажите как есть.

- Среди существенных недоработок закона о госзаказе я считаю отсутствие в конкурсной документации информации об обеспечении заявки. Это дает возможность участвовать в конкурсной процедуре даже тем организациям, которые не рассчитывают на победу. Они также могут предлагать демпинговые цены, что, во-первых, «ломает» рынок, а, во-вторых, может привести к тому, что получившие таким образом госзаказ компании окажутся не в состоянии его качественно выполнить. В моем пони мании бюджет - это наше все. От того, насколько эффективно и по-хозяйски он расходуется, зависят жизнеобеспечение города, ком форт и безопасность проживания москвичей, их возможность получать социальные услуги.

Совершенно неприемлема для Москвы и формулировка 26-й статьи законопроекта, которая, по существу, дает право организаторам проводить торги при единственном участнике, что противоречит мировой практике. Фактически это конкурс под «своего» претендента.

- Вы допускаете возможность внеконкурсных процедур?

- Только в том случае, когда затраты сопоставимы с экономикой. Трудно согласиться и с предложенной в законопроекте численностью конкурсной комиссии не менее 3 человек, что может существенно осложнить проведение кон курсов.

- Помогает в вашей практике опыт префекта?

- Безусловно. Я иногда на эту тему рассуждаю внутри себя: не имея представления о взаимодействии городских структур, я не смог бы организовать «с нуля» такой масштаб работы Тендерного комитета. Мы имеем задачу работать со все ми членами правительства и руководителями комитетов. Это очень важно. Иногда я слышу недоуменные вопросы о том, что нового можно изобретать в конкурсах? Вроде бы простой и ясный механизм, и лишь немногие понимают, насколько это ответственная задача.

Конкурс... на замещение должности

- Готовясь к нашей встрече, я заглянул на сайт Тендерного комитета и с удивлением обнаружил там объявления не только о про водимых аукционах по размещению госзаказа, но и о наборе персонала для работы в вашем Комитете. Вы настолько увлечены этой идеей, что даже штатное рас писание комплектуете по принципу состязательности, не оказывая никаких преференций!

- Я думаю, это было бы неправильно. Бесспорно, я приглашал на работу многих своих коллег. Так было и в префектуре Центрально го округа, тот же принцип подбора кадров и в Комитете. Тем не менее мы провели более 200 квалификационных собеседований и аттестаций на вакантные должности.

- И какой получился конкурс на место!

- В среднем по 3 претендента.

- Специфика Комитета как-то сказывается на принципах подбора сотрудников!

- Они всегда одни и те же: руководителю важно знать, что он может доверять своим подчиненным, и быть уверен в их умении и способности самостоятельно и ответственно принимать решения. И, конечно, надежность команды. Хотя Комитет и не имеет отношения к распределению бюджетных ассигнований, но процедурные мероприятия, по которым заключаются многомиллионные договора, должны осуществляться с безукоризненным соблюдением всех норм и правил.

- Остается ли время для чего- нибудь еще, кроме работы!

- Спорт, который в любых обстоятельствах неизменно присутствует в моей жизни. Поздно вече ром продолжаю играть в хоккей, рано утром - в водное поло. Иногда получается выбраться на теннисный корт. Но все это нельзя назвать эпизодами моего свободного времени. Смысл понятий досуга и отдыха возвращается ко мне только в отпуске, да и то на короткое время. Наверное, этот привычный уплотненный жизненный ритм, в ко тором смена дел и занятий и есть сфера моих интересов.

- Спасибо, Геннадий Валентинович, за интересный и содержа тельный разговор.

Версия для печати
« 2005 г. »
« Май »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     






   Рейтинг@Mail.ru