Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Юрий Григорьев: Лицо города определяет индустриальное домостроение

31.05.2005 11:53 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Дом начинается с проекта. И не только когда речь идет об индивидуальной планировке, но и в случае с так называемым типовым домостроением. Типовые дома как таковые в столице уже давно не строят. В современных условиях проектирование домов даже на базе существующих серий предполагает экспериментальный и индивидуальный подход. Лучше всего об этом может рассказать один из главных идеологов и практиков московского индустриального домостроения - первый заместитель главного архитектора Москвы, директор ГУП МНИИТЭП Юрий ГРИГОРЬЕВ

- Юрий Пантелеймонович, вы часто говорите о том, что эра типового домостроения в Москве закончилась. Но ведь у всех на слуху серии домов, такие как знаменитая П-44Т Первого Домостроительного комбината. Чем она отличается от привычного типового домостроения?

- А вы прогуляйтесь как-нибудь на досуге по Рубцовской набережной Яузы, посмотрите на разноэтажные корпуса жилого комплекса, с мансардами, черепичными крышами - и получите ответ на свой вопрос. Все это сделано на заводах ДСК-1 - из серийных, или, если хотите, типовых деталей. Но у кого повернется язык назвать это типовым домостроением? Вот вам пример современного подхода к домостроению -производство на индустриальной основе индивидуальных, обладающих своим ярко выраженным лицом, своим собственным обликом домов и целых жилых комплексов.

Наш институт - МНИИТЭП - стремится к тому, чтобы на такой основе велось все индустриальное домостроение в городе. Обратите внимание, ведь даже название института не предполагает типового домостроения: это раньше он назывался институтом "типового проектирования", а сейчас мы занимаемся "типологией и экспериментальным проектированием". Это принципиально иное понятие. Типология есть во всем, во всех сферах нашей жизни. В искусстве, литературе, музыке, даже в человеческой анатомии. Но это ведь не значит, что все люди одинаковые.

- Жилой комплекс на Рубцовской набережной пока остается единственным, пусть и ярким, примером индивидуального подхода к серийному домостроению. А когда можно ожидать продолжения?

- Тот же ДСК-1 в Солнцеве сейчас застраивает целый микрорайон на основе изделий разных модификаций серии П-44. Там будут дома и разной этажности, и разного набора квартир, и даже немножко разной архитектуры. То есть это будет микрорайон со своим обликом. Это то, к чему мы стремимся.

Я часто привожу такой пример. Все мужские костюмы в принципе "серийные": брюки, пиджак, жилетка. Но стоит нам поменять галстук, "поиграть" расцветкой - и уже получается другой вия отличный, индивидуальный. В серийном домостроении роль "галстука" играют доборные элементы на фасадах, работа с колористикой. Ограждения балконов, фризы, цветные вставки, сочетание материалов, использование плитки - все это может и должно придать дому собственный облик. Специалист, конечно, разглядит "родовые" черты серии, но внешне это будет вполне индивидуальный дом.

- Как просто - стоит поменять "галс тук", и дом преобразится?

- На словах просто. А на самом деле - для производства доборных элементов надо корректировать технологию, запускать новые линии, новую оснастку. Пятнадцать лет назад многие строи тельные руководители были к этому не готовы. Как так - это ведь дополнительные расходы! Но работать поустарев шей технологии - еще убыточнее. Весь Запад к тому времени перешел на фанерно-пластмассовую оснастку, а мы все еще работали с металлической.

Я считаю, было два главных фактора, которые переломили ситуацию в московском индустриальном домостроении. Первый - это приход Лужкова к руководству городом и Ресина - к руководству строительным комплексом. Второе - конкуренция между домостроительными комбинатами, а также вновь возникшими строительными организациями. Не все в этой конкурентной борьбе смогли выжить. А ДСК-1 под руководством Копелева не только выжил, но и стал развиваться динамичнее, чем прежде.

Процессы, происходящие в индустриальном домостроении, очень важны не только для застройщика, не только для отдельного района, но и для города в целом. За исключением центральной, исторической части Москвы, застройка во всех округах более чем наполовину серийная, но с большим выбором квартирного состава. То есть то, что строят сейчас домостроительные комбинаты, определяет облик города на десятилетия вперед, тем более индивидуализация застройки здесь необходима.

Сегодня крупнопанельное домостроение по сравнению с тем, что было раньше, -это небо и земля. Квартиры имеют все современное оборудование, удобную планировку, появились эркеры, мансарды... Наши серии по качеству строительства намного выше, чем дома по индивидуальным проектам

- Современное индустриальное домостроение отличается от того, которое было десять лет назад?

Сегодня крупнопанельное домостроение по сравнению с тем, что было раньше, - это небо и земля. Давайте начнем с планировочных понятий. Мы ввели широкий "шаг" - 3,6 и 4,2 метра. Это уже совсем другие габариты, дающие большую свободу для планировочных решений. Высота потолков теперь - не 2,45, а 2,85, а в некоторых сериях доходит до трех метров. Дальше. Заходя в подъезд современного дома, вы не упираетесь в лестничную клетку, а входите в вестибюль с устройствами для инвалидов, чего никогда не было раньше. Пандусы, подъемники. В основных сериях мы уже опустили лифт до уровня вестибюля. Квартиры имеют все современное оборудование, удобную планировку, появились эркеры, мансарды. Предусмотрена комната для охраны, соответствующая всем современным требованиям. Вот что такое современный серийный дом. Не хвастаясь, должен сказать, что наши серии по качеству строительства намного выше, чем дома, выполненные по индивидуальным проектам.

- Насколько я знаю, Первый домостроительный комбинат - один из немногих застройщиков, которые даже коммерческие дома делают с внутренней отделкой. Как вы считаете, нужно ли сделать это нормой для города?

- Всеобщей нормой обязательная внутренняя отделка, конечно, быть не может. Если вы помните, в советское время 100% жилых домов сдавались с внутренней отделкой. Для кого-то это было благом - можно было заезжать и жить в только что построенном доме, ничего дополнительно не вкладывая. А обеспеченные люди первым делом сдирали "типовые" обои, снимали "типовой" линолеум, меняли сантехнику, за ново отделывали все по своему вкусу. Так что, мне кажется, должен быть дифференцированный подход. Часть квартир, в первую очередь экономкласса, нужно сдавать с отделкой, поскольку на такое предложение есть спрос. ДСК-1 идет здесь в правильном направлении. Где-то стоит ограничиться первоначальной отделкой, а дорогие квартиры оставить на волю покупателя.

Однако, безусловно, существуют одинаковые для всех требования, когда речь идет не о внутренней отделке квартиры, а о внешнем облике всего дома. Я имею в виду остекление балконов. Ведь только несколько лет назад нам удалось сделать это непреложным правилом. Посмотрите, во что превратились фасады домов, которые сдавались без остекления балконов - какие-то многоэтажные китайские квартальчики. И совсем другой облик имеют современные серийные дома, в которых остекление было заложено в проект.

- Каким образом выстраиваются ваши взаимоотношения с застройщиками? Кто из вас в первую очередь определяет облик будущего дома?

- "Архитектор на стройплощадке - главный", - Юрий Михайлович постоянно говорит об этом. Но ведь дело в том, что новые индустриальные дома создаются в соавторстве архитектора ми, производственниками, технолога ми и строителями. Авторы проектов не только мы, архитекторы, но и ведущие специалисты домостроительных комбинатов. Очевидно, что Копелев со свои ми специалистами досконально знает тонкости технологии своего производства, и они вместе с нами активно участвуют в разработке новых проектов для ДСК. Естественно, он является нашим соавтором не только головных образцов, но и таких жилых комплексов, как Рубцовская набережная. Так что отношения с застройщиками у нас партнерские и взаимоуважительные. И это стало возможным только в последнее десятилетие. Благодаря этому и мои коллеги-проектировщики стали смелее искать новые пути в домостроении.

Хотел бы подчеркнуть, что будущее массового жилого индустриального строительства за сборно-монолитным домостроением. Это монолитный, выполняемый полигонным методом, конструктивный костяк и легкие навесные стеновые панели. Тогда мы не связаны жесткой системой поперечных несущих конструкций заводского изготовления, что позволяет более свободно варьировать планировку квартир и архитектуру самих зданий. И ведущие московские комбинаты -ДСК-1 иДСК-3 - уже заказали нам, архитекторам и инженерам, такие экспериментальные проекты. Конечно, с частичным использованием их сборных элементов. Но это следующие этапы нашей совместной работы.

- А если говорить конкретно о Домостроительном комбинате № 1?

- Знаете, наверное, нет ни одного руководителя строительной организации, с которым мне приходилось бы спорить так часто и так жарко, как с Владимиром Ефимовичем Копелевым. И пожалуй, нет другого руководителя, с которым было бы также интересно работать. Это настоящий фанатик своего дела, и при этом человек с огромным опытом, и у него профессиональная команда. А в результате споров получаются такие дома, как на Рубцовской набережной, такие дома, как "Юбилейный". В результате получается ежегодно более миллиона квадратных метров качественного современного жилья для москвичей, которое, кстати, обходится им дешевле, так как его производство - конвейерное. Вот такие у нас отношения с Первым Домостроительным комбинатом и его генеральным директором.

Источник:

Версия для печати
« 2005 г. »
« Май »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     






   Рейтинг@Mail.ru