Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Стройматериальные интересы

07.03.2008 11:00 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Источник: 

Россия еще очень далека от западной модели организации строительного бизнеса, где в каждом сегменте работают узкоспециализированные игроки, признаются участники рынка. Российские девелоперы с портфелем проектов свыше 1 млн кв. м уже давно вынуждены развивать отдельное направление производства стройматериалов. Но через пять лет, когда рост рынка стройматериалов будет составлять не 15% в год, а всего 2-3%, строители уже не будут с таким энтузиазмом наращивать свои производственные мощности, уверены эксперты.

Основными игроками девелоперского рынка России с собственным большим производством стройматериалов являются ГК ПИК, "Главстрой", "Интеко", группа ЛСР, "Дон-строй", "Крост", ГК "Ташир", СУ-155, "СХолдинг". Эксперты объясняют эту особенность национального девелопмента не "особым путем" России, а всего лишь неразвитостью отечественного рынка стройматериалов. В таких обстоятельствах собственные производственные мощности, направленные прежде всего на обеспечение нужд компании, — верный способ, во-первых, уменьшить риски при реализации проектов, а во-вторых, хорошо заработать на стремительно растущем, ненасыщенном рынке. "Компания, которая выстраивает цепочку от производства стройматериалов до строительства, а порой и дальше — до управления готовой недвижимостью, получает прибыль на каждом этапе, а не только от чистого девелопмента", — рассуждает вице-президент ГК "Ташир" Виталий Ефимкин. Использование собственных стройматериалов, по оценке господина Ефимкина, может уменьшить бюджет проекта на 10%. Он добавляет, что главный плюс собственных производств в глазах девелопера состоит в возможности планировать поставки, ведь остановка стройки в разгар сезона — большие убытки для компании, даже для некрупной стройки это десятки тысяч долларов в день. "Необходимость думать об этом связана с недостаточной развитостью рынка, вследствие чего существует дефицит материалов, особенно в пиковые периоды", — уточняет он.

Вице-президент ИК AG Capital Владимир Гузь (ранее вице-президент "Интеко" по промышленности строительных материалов) согласен, что тенденция смешения девелопмента с производством "скорее вынужденная и негативная".

"Компании, реализующие крупные проекты в области недвижимости, не могут получить на рынке качественные и дешевые услуги и товары и вынуждены заниматься этим сами", — говорит господин Гузь. "Иметь собственные мощности рентабельно только крупным игрокам, реализующим масштабные проекты от 1 млн кв. м", — уверен член совета директоров ГК ПИК Сергей Канаев. Он поясняет, что фактор наличия собственных производств стал существенным для компании с тех пор, как она сконцентрировалась на реализации крупномасштабных, градообразующих, индустриальных проектов. "В таких проектах важны сроки, соблюсти которые можно, только используя собственные материалы", — подчеркивает он.

Еще один риск, который можно минимизировать, вложившись в производство, это зависимость от роста цен, отмечает господин Гузь. Он напоминает, что рост стоимости цемента за прошлый год составил не менее 70%, а в некоторых регионах более 100%. Металлоконструкции за это же время подорожали на 35%. "Снижение рисков за счет наличия в структуре собственных строительных мощностей может добавить вес компании в глазах инвесторов. В прошлом году это подтвердили размещения ГК ПИК и ЛСР, которые происходили не в самое лучшее время, однако были успешными", — отмечает вице-президент Morgan Stanley в России Томас Дукала.

Для некоторых девелоперов, впрочем, производственный бизнес со временем стал едва ли не основным. Среди таких компаний ЛСР, чей производственный сектор крупнее девелоперско-строительного, а также "Интеко" и "Крост".

"Промышленное направление для нас — это отдельный вид бизнеса. Наши предприятия, в частности сеть заводов "Бетон 222", работают на внешний рынок на 70-90%", — рассказывает президент "Кроста" Алексей Добашин.

Энтузиазм девелоперов в области наращивания производственной базы связан и с высокими показателями роста рынка, отмечает гендиректор ЗАО "Агентство строительной информации" Евгений Ботка. Рост рынка стройматериалов отличается по секторам, но аналитики усредненно оценивают его в 15% в год. Это позволяет игрокам рынка строить грандиозные планы по развитию собственных производственных активов, с энтузиазмом заниматься реконструкцией и расширением существующих мощностей и приобретением новых. Например, "Интеко" реализует проекты по строительству новых цементных мощностей на четырех площадках в Центральном, Приволжском (Шигонское месторождение в Самарской области) и Южном округах. Включая новую линию на Верхнебаканском цементном заводе, суммарно планируется ввод до 12 млн т новых мощностей. Объем инвестиций составит до €1,2 млрд. В 2007 году "Главстрой" ввел в строй новый деревообрабатывающий завод в городе Котельниче (Кировская область) и приступил к строительству группы производственных предприятий по выпуску газобетонных изделий, сухих строительных смесей и силикатных изделий в Усть-Лабинске (Краснодарский край). Только с декабря 2007 года СУ-155 приобрело два завода ЖБИ — в Клину и Брянске.

Бурный рост рынка стройматериалов продлится около пяти-семи лет, предсказывает Владимир Гузь из AG Capital. "Когда рост рынка будет не 15% в год, а всего 2-3%, строители уже не будут с таким энтузиазмом наращивать свои мощности", — прогнозирует эксперт. Сегодня же аналитики отмечают перспективность вложений практически во все сектора производства стройматериалов, начиная от металлоконструкций и заканчивая производством сухих смесей. В качестве самых перспективных называют производство цемента, кирпича, нерудных материалов (песок, щебень), металлоконструкций. По инвестиционной привлекательности им уступает выпуск газобетона, стекла и ЖБИ. "Ни один сектор рынка стройматериалов не является занятым, войти можно в любой, включая рынок цемента, о котором ходят легенды как о бизнесе, в который не пробиться", — утверждает господин Ботка. К примеру, сектор сухих смесей для строительства растет на 20% в год, а объем рынка уже сейчас превышает $1,5 млрд. Еще быстрее растет рынок газобетона — по итогам 2007 года на 27%. Эти два сектора отличаются невысокой ценой входа — $3 млн и $10 млн соответственно.

Версия для печати
« 2008 г. »
« Март »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      






   Рейтинг@Mail.ru