Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Кирпич строим, монолит в уме

02.03.2009 13:55 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Источник:  Кирпич строим, монолит в уме

У большинства из нас довольно часто желания и возможности находятся в противоречии. Поэтому на вопрос, какому строительному материалу вы отдадите предпочтение, порядка 80% населения ответят, что кирпичу. Однако если исходить из цифр, то лишь 25% домов в России построено из него. Причем, следует подчеркнуть, только из этого материала, а не с его использованием. На долю монолитно-кирпичного домостроения приходится чуть больше 35% рынка, но это пока, как утверждают застройщики. Подобный тип жилья становится все более популярным. Все остальное — панель.

«Существуют разные оценки доли рынка, занимаемого кирпичными домами, — уточняет Евгений Скоморовский, управляющий директор CENTURY 21. — Безусловно, здесь следует рассматривать два сегмента: городское многоэтажное строительство и малоэтажное загородное. Так, при возведении городского жилья основным строительным материалом по-прежнему является бетонная панель, в загородном и малоэтажном сегментах в основном так или иначе используется кирпич: либо в качестве материала для возведения несущих конструкций или стен, либо в качестве облицовки. С использованием кирпича возводят до 60% всех загородных домов».

Так почему же при всем разнообразии строительных материалов на рынке большинство из нас мечтают о добротном доме из кирпича и, только просчитав свои возможности, останавливаются на менее дорогом варианте? И ведь убеждать в достоинствах панели, монолита, сэндвича (если речь идет о загородном жилье) — впустую тратить время. Лучше кирпича может быть только кирпич!

Откуда такая стойкая любовь к этому материалу? Возможно, все дело в памяти предков. Кирпичный дом во все времена считался символом богатства, благополучия, успеха. Да и история этого строительного материала не подкачала. Он, как никакой другой, проверен временем. Даже в Библии имеется упоминание: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней». (Ветхий Завет. Бытие. Гл. 11–3.) Строили из кирпича в Египте и Византии, в Средневековой Европе. В России самая известная кирпичная постройка — стены Московского Кремля. «…Кирпичную печь устроили за Андрониковым монастырем, в Калитникове, в чем ожигать кирпич и как делать, нашего русского кирпича уже да продолговатее и тверже, когда его нужно ломать, то водой размачивают. Известь же густо мотыками повелели мешать, как на утро засохнет, то и ножом невозможно расколупить».

Понятно, что с библейских времен кирпич заметно эволюционировал. В большинстве стран уже нет трудоемкого ручного производства, а на месте печей для обжига стоят механизированные заводы, выпускающие свыше 200 млн штук в год. Но основные компоненты остались прежними: глина, песок и вода.

Кирпич называют самым дорогим материалом на строительном рынке (правда, в этом случае учитывается все в совокупности: стоимость самого кирпича, работа и время возведения), отсюда и дома кирпичные принадлежат преимущественно к бизнес- и элит-классу. К примеру, чтобы возвести всего лишь 1 кв. м жилья, потребуется 480 кирпичей: 360 обычных и 120 облицовочных. В среднем стоимость одинарного кирпича составляет 6,5–8 руб., двойной, которому отдают предпочтение хорошие хозяева, — чуть дороже. Цена облицовочного кирпича начинается от 16,5 руб. Можно ли сэкономить? Конечно. Белорусский кирпич самый дешевый на рынке. Есть ли что подороже? Есть — европейский строительный материал. Например, облицовочный кирпич в некоторых случаях стоит 175 руб. за штуку.

Казалось бы, при таком раскладе основными и главными потребителями кирпича должны стать рынки недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга. Вот только если детально изучить ситуацию во всех регионах, то в процентном соотношении две столицы в лидеры не выйдут.

В Санкт-Петербурге на долю кирпича приходится около 20% домов, на долю монолита — 40–45%. В Перми все с точностью до наоборот: 44% кирпича и 27% монолита. В Москве из кирпича если и строят, то только элитку. Поэтому процентные показатели весьма невелики — до 10%. Спасает ситуацию загородная недвижимость. На данный момент из кирпича здесь возводят порядка 27% всех коттеджей. В Краснодаре также особо не жалуют кирпичные дома. Около 76% рынка недвижимости — монолитно-кирпичные здания. Снижается доля кирпичных домов в Екатеринбурге и Волгограде. Причем если в Москве из этого материала строят только премиум-класс, в регионах столь резкого деления не существует.

«Разница между жильем бизнес-класса и элитным определяется не используемым материалом, — уточняет Е. Скоморовский, — так как технологии строительства практически идентичны, а другими факторами: расположением, количеством квартир, качеством инженерии и т. п.».

По внешним признакам увидеть разницу между монолитно-кирпичным и кирпичным домами нереально. Те же стены, та же кладка. Более того, и по некоторым другим критериям эти два вида строительства не уступают друг другу. Так, несколько лет назад в сфере недвижимости слово «прочность» ассоциировалось только с одним материалом — кирпичом. Говорили, что стены таких домов выдержат все: дождь, град, шквалистый ветер, ураган. К тому же и срок годности у них довольно большой, уж если вспоминать все те же стены Московского Кремля. Не «лакомятся» кирпичом и всевозможные микроорганизмы, плесень, грибки. К числу его неоспоримых достоинств также относят пожароустойчивость. И если с мебелью и внутренней отделкой в экстренной ситуации расстаться придется, то уж стены точно не сгорят. Сегодня все перечисленные характеристики относятся и к монолитно-кирпичному домостроению. Только монолит обходится несколько дешевле, да и возводить его быстрее. Тогда, быть может, застройщики правы, что отдают предпочтение сочетанию двух материалов, а кирпич в чистом виде должен уйти с рынка на пенсию? Однако если более детально сравнить эти материалы, то окажется, что есть одно серьезное и очень существенное различие.

Главное достоинство кирпича — экологическая безопасность. Существует в обиходе такое выражение — «стены дышат». Так это речь как раз о кирпичных. Именно в них хороший воздухообмен, благодаря которому создается благоприятный для человека микроклимат. К тому же из-за пористой структуры кирпич по мере необходимости впитывает и отдает влагу, иными словами, работает как кондиционер, поэтому равных ему по-прежнему нет. Вот только подобная характеристика ставит его в разряд материалов особых, а значит, дорогих. Поэтому велика вероятность, что с течением времени кирпичный дом, как любой другой экологически чистый продукт или материал, станет еще дороже. Экология и в моде, и в цене. Опасение вызывает лишь одно — экономический кризис может вытеснить такие дома с рынка как символ роскоши.

«Было бы не совсем верно говорить о предпочтениях застройщиков без анализа состояния рынка, — рассказывает Е. Скоморовский. — Мы постепенно переходим в ту фазу, где основную роль будут играть предпочтения покупателей. В настоящий момент основной спрос приходится на жилье, построенное по современным технологиям, с возведением монолитного каркаса и заполнением стен кирпичом. В малоэтажном строительстве по-прежнему востребованы полностью кирпичные дома с монолитными перекрытиями. При этом потребители готовы доплачивать за тот вид материала, который считается более надежным и престижным. Соответственно, рентабельность строительства при использовании более дорогих материалов не снижается, а зачастую возрастает».

Пока потенциальный покупатель диктует свои условия, а инвестор и застройщики по мере необходимости пытаются их осуществлять, что же должен делать производитель кирпича? Увы, но, как свидетельствуют цифры, доля кирпича в общем объеме строительных материалов постепенно уменьшается. По данным одного из западных маркетинговых агентств, работающих на российском рынке, на кирпич в производстве стеновых материалов в 2005 г. приходилось 73%, а в 2007-м — 67,5%. За это же время доля стеновых блоков выросла с 27 до 33%.

Однако Россия полна парадоксов. Когда доля кирпича на строительном рынке падает, количество заводов, его производящих, увеличивается. Некоторое время назад ВТБ объявил о том, что готов профинансировать сооружение кирпичного завода в Свердловской области с годовой производительностью 63 млн штук. В Ленинградской области мощность предприятия, которое возведет к 2011 г. компания «УИМП — Керамика», составит 140 млн кирпичей, а объем вложенных средств — 52 млн евро. Будет новый завод и в Нижегородской области. Его мощность составит 80 млн штук в год. Финансирует проект филиал банка «Уралсиб». Сумма вложений — 825 млн руб. Помимо россиян соблазнились строительством таких предприятий и иностранцы. У австрийского концерна Wienerberger в перспективе будет три завода с общим объемом 310 млн кирпичей: один уже работает в Киржачах, второй достраивают под Казанью, третий пока еще в планах.

Впрочем, как говорят в маркетинговом агентстве, этот парадокс имеет свои объяснения. Несмотря на сокращение доли кирпича на рынке, довольно серьезно рос объем сдаваемого жилья. Был так называемый строительный бум. В 2007 г. объем кирпичного рынка составил 1,74 млрд долл., а за первое полугодие 2008 г. вырос на 10% по сравнению с аналогичный периодом 2007 г. Суммарный объем произведенных в 2007 г. отечественных кирпичей составил 13,1 млрд штук. Так что теоретически кирпичное производство необходимо. А как будут обстоять дела в период экономического кризиса и после него? Эксперты рынка недвижимости оставляют этот вопрос без комментариев. Пока.

Светлана Осипова

Версия для печати
« 2009 г. »
« Март »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     






   Рейтинг@Mail.ru