Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Роль интуиции в строительстве

16.03.2009 17:15 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Источник:  Роль интуиции в строительстве

Мировой финансовый кризис породил массу проблем в строительной отрасли. Однако рынок не впал в ступор. И строители находят способы не просто держаться на плаву, но продолжать реализацию инвестиционных программ. Своими методами борьбы с кризисом сегодня делится руководитель Компании ЛЭК Павел Андреев.

– Самых главных проблем, которые мировой финансовый кризис привнес на строительный рынок, – две. Во-первых, произошло снижение спроса. Это было неизбежно, поскольку людей увольняют с работы, уменьшают им заработную плату – падает покупательная способность. Во-вторых, проблема есть в головах. И эта вторая проблема, пожалуй, важнее, она – причина первой.

В последние годы росла экономика, росло благосостояние людей, казалось, что все расти будет вечно. Недвижимость покупали, ее стопроцентная надежность не вызывала сомнений. Покупали не только для того, чтобы жить, но и со спекулятивными целями. Когда кризис настал – наступил серьезный перелом. Люди перестали покупать разные товары, не только недвижимость – автомобили, технику, украшения. Это и есть главная проблема, которую я называю проблемой в головах: все испугались, вдруг никому ничего не стало нужно. Спекулянты начали сбрасывать приобретенные ранее активы, в первую очередь – акции. За акциями потянулось и все остальное, в том числе и квартиры. Недвижимость вдруг перестали считать надежным вложением.

Цены упали не только на рынке недвижимости – это общая тенденция. Такое падение заставляет людей думать, что деньги выгодно держать в деньгах. Но деньги – это только бумажки! Сейчас надувается очередной денежный пузырь, который рано или поздно лопнет.

– Есть ли рецепты выхода из этой ситуации? Что говорит мировая практика?

– Сегодняшняя ситуация – как война, к которой никто не подготовился. Известно, что генералы всегда готовятся к вчерашней войне. Все знают эту абсолютную банальность, но знание – столь же абсолютно – никому не помогает.

Не было финансового кризиса такого масштаба нигде и никогда. Никто его не ждал. Поэтому и рецептов ни у кого не заготовлено.

Как действовать? У нас целая страна не может выработать единую позицию – даже слабо интегрированная в мировую экономику, она все время ощущает внешние помехи. Поскольку единой, мировой, позиции нет, все прочие меры – слишком локальны. Руководителям высоких уровней, в том числе государственного, приходится принимать очень тяжелые решения. Все находятся в ситуации, полной тумана. Большинство людей действует по наитию, а не по каким-то правилам, решения принимаются интуитивно – «наверное, правильно будет так».

– Ваши решения по оптимизации бизнеса тоже приняты интуитивно?

– Нет, я же не руковожу экономикой страны. Мне в этом плане проще. В рамках одной компании есть понятные меры, которые дают нужный результат. Другое дело, что их осуществить сложно. И тут кто быстрее и эффективнее все сделает, тот легче справится с кризисом. Все как всегда – надо хорошо и правильно работать.

С началом кризиса денежная масса в обращении стала меньше, сократился приток средств в компанию. В таких случаях деньги надо перераспределять. Прежде всего – минимизировать расходы.

Необходимо было снизить себестоимость строительства, чтобы экономика проектов не была отрицательной, чтобы компания не была в минусе.

Мы сократили корпоративные издержки, штат персонала, оплату поставщикам и подрядчикам.

И действовать как всегда надо быстро. Чем быстрее действуешь, тем эффективнее результат. Все процессы заняли у нас два месяца. Получили результат: вышли в плюс.

– И что, ваши партнеры – поставщики и подрядчики, вот так просто согласились снизить цены на свои товары и услуги?

– Просто точно не было. Была проведена кропотливая работа. Тяжелая в первую очередь в психологическом плане. Соглашаться на повышение цен, когда растет рынок, – это одно, а вот договариваться об их снижении – совсем, как вы понимаете, другое. Но в конце концов победил здравый смысл. Ведь если посмотреть шире – все мы делаем общее дело и одинаково зависим и от кризиса, и от конечного спроса на квартиры, и от цен. Мы нашли компромиссы. В итоге экономика нашей компании стала устойчивой уже в новых рыночных условиях.

Мы добились снижения себестоимости, это позволило нам уменьшить цены на квартиры до требуемого рынком уровня, оставаясь в положительной экономике. Результат – в январе-феврале объем продаж был больше, чем в декабре прошлого года. Так что, несмотря на кризис, есть положительные новости.

– Опробованный вами способ решения проблем доступен и другим игрокам рынка?

– Конечно. Но у кого-то этот результат лучше, у кого-то – хуже. Сейчас спроси любого строителя, как он организует работу в кризис, он скажет: «Боремся с издержками». Но результат у всех разный. Как всегда – разница в деталях.

Правда, в сегодняшней ситуации я искренне переживаю за всех коллег-конкурентов. Ведь это когда рынок растет и у всех дела идут неплохо, можно радоваться за свои итоги, если они лучше, чем у конкурентов. Но сейчас совсем другая ситуация, любой неуспех бьет по отрасли в целом. И сегодня как-то все стали добрее друг к другу. Это видно на наших встречах.

– Пришлось ли вам замораживать строительство объектов?

– У нас была приостановка некоторых работ на период переговоров с партнерами о снижении цен. Сейчас ситуация нормализуется.

Признаюсь, были раздумья, начинать ли новые проекты. Но сегодня мы видим, что на объектах даже в ранней стадии строительства есть необходимый спрос, поэтому мы не только ничего не останавливаем, но и готовимся открывать продажи на новых участках.

– У Компании ЛЭК довольно внушительный земельный банк. Вы готовились к нескольким масштабным проектам. Произошла ли вынужденная корректировка планов?

– Реализацию нескольких проектов планируем начать уже в 2009 году – конечно, насколько нам это позволит мировой финансовый кризис.

Чтобы сократить наши риски, мы постепенно уменьшаем задолженность в нашем кредитном портфеле. Хотя в каком-то объеме он будет сохранен. Но я все планы строю в первую очередь на основе объемов продаж. Это – платформа всего бизнеса. Банки действуют так же – прежде чем одобрить кредит, смотрят обороты компании по счетам, по сути, смотрят объем продаж.

Заемные средства не могут быть основным источником финансирования, главное – это покупатели. Как в любом бизнесе. Просто на каких-то этапах реализации проектов выгоднее использовать кредиты.

Другое дело, что сейчас заимствование стало менее эффективным. Банки постоянно повышают проценты. Именно поэтому мы стараемся снизить кредитную нагрузку. С начала кризиса успели достаточно серьезно уменьшить ее.

– Что или кто лучше всего помогает строителям выстоять – административный ресурс, поддержка банков et cetera?

– Государство прежде всего оказывает моральную поддержку. Объявлено, что будет оказана помощь системообразующим предприятиям экономики. Это, безусловно, успокаивает клиентов и нормализует атмосферу на рынке. С другой стороны, определены направления концентрации усилий. Строительство, как одна из основ экономики, – в их числе. Ориентируясь на это, крупные банки готовы кредитовать строительную отрасль. Это тоже очень положительный момент.

Так что нельзя сказать, что кто-то помогает лучше прочих. Все стараются. И помощь каждого ценна.

– Как, на ваш взгляд, будет выглядеть рынок в посткризис? Много ли игроков останется?

– Сейчас у нас ситуация средней тяжести: жить трудно, но жить можно. Делать прогнозы на ближайшую перспективу очень сложно. Но вряд ли мы дойдем до такого состояния, когда деньги будут тратиться только на продукты и лекарства, и вся промышленность остановится.

Я не думаю, что в результате сегодняшних событий какой-то бизнес сильно вырастет, а кто-то вообще уйдет с рынка. В целом происходящая ротация – естественный процесс, поэтому серьезных колебаний я не ожидаю. Другое дело, что, скорее всего, рынок сократится – останутся 40–60% компаний во всех отраслях.

Мы ведь все между собой связаны. Мы строим квартиры, а их покупают люди, которые работают в другом бизнесе, например, продают туристические путевки. Их, в свою очередь, покупают люди, выпускающие автомобили. Продажа автомобилей застопорилась – производители остались без денег и не купили путевки. У турфирмы не купили путевки – она не получила денег. У сотрудников турфирмы нет денег – они не купили наши квартиры. Это – цепочка товаров и услуг. Если она нарушается в одном месте, проблему чувствуют все. Я, конечно, очень примитивно объяснил, но суть такова. Нужно, чтобы деньги тратились, накопление – вредно. Но надо, чтобы не кто-то один тратил – делать это должны захотеть все вместе. И чтобы такая цепочка опять заработала, надо сделать единый, общий шаг.

Повторюсь: я убежден – все идет от головы. Вся экономика устроена, придумана людьми. Чтобы поставить теперь все на место, нужен системный сдвиг.

Досье

Андреев Павел Русланович, руководитель и совладелец Группы компаний ЛЭК. Родился 5 апреля 1967 года в Ленинграде. В 1992 году закончил Ленинградский политехнический институт по специальности «робототехника».

Компания ЛЭК основана в 1989 году как многопрофильный холдинг. С 1992 года начала работать на рынке недвижимости Петербурга, позже сконцентрировавшись на инвестиционно-строительном направлении рынка жилья.

Елена Зубова

Версия для печати
« 2009 г. »
« Март »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     






   Рейтинг@Mail.ru