Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Максим Блажко: ТЦ с удачной концепцией кризис не грозит

29.04.2009 15:15 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Источник:  Максим Блажко: ТЦ с удачной концепцией кризис не грозит

Председатель Правления «ДС Холдинг» и совладелец ГК «ДОН-Строй» Максим Блажко рассказал КДО daily о планах дальнейшего развития компании в условиях кризиса.

КДО daily: Ситуация на офисном рынке класса «А» развивается не в пользу владельцев площадей. Каковы ваши планы по крупнейшим офисным объектам компании? Ближе всего к открытию подошел бизнес-центр NordStar Tower на Поликарпова?

Максим Блажко: NordStar мы заканчиваем, отделочные работы находятся в завершающей стадии. Презентация состоится 30 мая. Первые арендаторы заедут к сентябрю. До конца года NordStar будет заполнен.

КДО daily: Проблем не предвидите?

Максим Блажко: Нет. Бизнес-центр расположен очень удачно в смысле транспортной ситуации, паркингов, подъездов и конкурентного окружения. Безусловно, в прошлом году мы попали в неудобный промежуток времени. Потенциальные арендаторы пересматривали стратегии развития, сокращали штатные расписания, и, как следствие, переговоры с некоторыми арендаторами были временно заморожены. Сейчас они возобновлены.

КДО daily: По ставкам?..

Максим Блажко: По ставкам сегодняшнего дня, разумеется.

КДО daily: Какова ситуация вокруг делового центра в Оружейном переулке, на Садовом кольце?

Максим Блажко: «Оружейный» мы планируем закончить строительством к лету 2010 года. Там я проблем не вижу, потому что это комплекс немного другого статуса, чем NordStar и заполнять его мне будет легче.

КДО daily: Почему?

Максим Блажко: Меньше конкуренции. По такому комплексу в центральной части Москвы и набору возможностей, которые мы даем в «Оружейном».

КДО daily: А как насчет многофункционального комплекса на пересечении Звенигородского проспекта и 3-го Силикатного проезда?

Максим Блажко: Этот проект в районе Большого Сити — один из тех, которые мы решили приостановить. Большой проект, около 250 тыс. кв.м, начали реализовывать. Но сейчас мы хотим переосмыслить эту концепцию и один из вариантов — сократить объем офисных площадей и предложить более продвинутый торговый комплекс.

КДО daily: То есть там, где это возможно, вы переключаетесь на торговую и жилую недвижимость?

Максим Блажко: Да, думаю, по офисной недвижимости стагнация будет продолжаться несколько лет, поэтому все возможности нашего развития будут пока сосредоточены на развитии торговой и жилой недвижимости.

КДО daily: Заголовки вроде: «ДОН-Строй» продает «Щуку» ради завершения строительства жилья» не теряют актуальности. Что это было?

Максим Блажко: Ошибка. Мы не продаем коммерческую недвижимость, чтобы достроить жилье. Это две абсолютно разные программы, которые никак не пересекаются. Но бизнес есть бизнес, у любого элемента бизнеса есть своя цена.

КДО daily: Почему прозвучало именно слово «Щука»? Информацию «слил» кто-то из потенциальных покупателей, чтобы сбить цену на торговый центр?

Максим Блажко: Повторю, продается все и всегда — это вопрос цены. Вокруг «Щуки» огромный микрорайон, рядом метро, ставки не снижали, произошла только незначительная ротация арендаторов, не более 10%.

Поэтому когда начались кризисные явления, было принято решение выставить такое предложение на рынок, чтобы получить в моменте фактическую стоимость предмета. Прошло пять месяцев как мы экспонируем «Щуку», но разумной цены от возможного покупателя пока не услышали.

КДО daily: Для вас это не критично?

Максим Блажко: Абсолютно нет.

КДО daily: По жилой недвижимости...

Максим Блажко: Темпы строительства жилой недвижимости будут меньше, поскольку сокращается и потребление. Вектор спроса переместился на готовое жилье и наши проекты не исключение. Но вообще существенное снижение спроса наблюдалось в ноябре-декабре. Сейчас люди покупают в готовых домах теми же темпами, как было в докризисной ситуации.

КДО daily: Теми же? Нет падения?

Максим Блажко: По моим объектам в готовых домах нет. Естественно, мы несколько подкорректировали наше предложение по ценам. По разным объектам до 20%. Сейчас стратегия такова: достроить старые объекты и приступить к новым за счет привлечения кредитов или собственных средств. И предложить рынку объекты уже в готовой стадии на 2010-2011 год.

КДО daily: Объемы?

Максим Блажко: В этом году мы вводим в эксплуатацию миллион кв.м. Ввели уже 300 тыс. с небольшим.

КДО daily: В 2010-м, наверное, будет меньше?

Максим Блажко: Да, немного меньше. Но зато в 2011 снова будет больше. Это связано со строительными циклами. У нас цикл строительства 2-3 года на разных объектах вот поэтому они перескакивают. Если в один год выходит большой объем, то в следующий, как правило, несколько меньший.

КДО daily: Как и прежде будете обходиться силами собственных управляющих компаний?

Максим Блажко: Мы собираемся несколько пересмотреть концепцию.
По торговой недвижимости у нас свои управляющие компании, а по NordStar проведем тендер.

КДО daily: О торговом центре «На Беговой», который открылся сегодня [25 апреля].

Максим Блажко: По этому центру все площади сданы. Не могу сказать, что была давка. Аукцион не проводили. Кто-то отказывался по причинам внутреннего характера, но список претендентов был достаточно длинным.

КДО daily: Пришлось ли по ходу кризиса перестраивать стратегию торгового центра?

Максим Блажко: Нет, не пересматривали. Если такая необходимость возникает, то пересмотр стратегии — это скорее задача арендаторов, компаний, управляющих представленными в ТЦ торговыми марками.

КДО daily: Торговым центром легче управлять, чем офисным?

Максим Блажко: Нет, конечно, торговый центр это живой организм, не офисный комплекс, где один раз решили задачу заполнения арендаторами, взяли правильную управляющую компанию, и дальше нет необходимости вмешиваться в этот процесс. А ТЦ должен постоянно развиваться, давать свежие идеи и предложения для покупателей, успешно конкурировать с коллегами. Безусловно, торговые центры, которые были плохо сбалансированы, плохо спроектированы изначально, будут терять своих арендаторов и вынуждены будут перепрофилироваться на другой сегмент потребителей. Но это исключительно вопрос их локации и той концепции, которая была заложена в начале пути.

КДО daily: В этом смысле ТЦ «На Беговой» идеален?

Максим Блажко: Нет. Торговый центр «На Беговой», как и «Сокольники», расположен в стилобате, встроен в жилье. Это оказывает существенное влияние на концепцию. Иначе это был бы более крупный, интереснее спроектированный торговый комплекс. Объект в Сокольниках очень технологически сложен: маленькое пятно застройки, большой объем, много подземных уровней. Это минусы. Плюсы ТЦ «На Беговой» — станция метро, Третье транспортное кольцо, поток на жилые микрорайоны Ходынки, большая застройка вокруг, которая не имела точки комплексного обслуживания. Мы и в дальнейшем не видим никаких проблем ни с аудиторией, ни с арендаторами.

Справка

Группа компаний «ДОН-Строй» — один из ведущих девелоперов московского рынка недвижимости. На сегодняшний день в активе «ДОН-Строя» — более 50 реализованных, строящихся и разрабатываемых проектов в сфере жилой и коммерческой недвижимости общей площадью более 5 000 000 кв. м. Наиболее известные проекты «ДОН-Строя»: жилые комплексы «Алые Паруса», «Триумф-Палас», «Воробьевы Горы», «Дом на Мосфильмовской», Торгово-развлекательный комплекс «Щука», бизнес-центр «NordStar Tower».

«ДОН-Строй» работает в высших сегментах жилой недвижимости: Business, Premium и De Luxe. За 15 лет построено более 30 жилых объектов общей площадью более 1 500 000 квадратных метров, еще 13 находятся разной стадии реализации.

В сфере коммерческой недвижимости «ДОН-Строй» возводит многофункциональные, торговые и офисные комплексы класса «А», расположенные в центре города и на ключевых транспортных магистралях.

Кроме того, «ДОН-Строй» активно поддерживает многие социальные программы Правительства Москвы: строит муниципальное жилье, дошкольные и образовательные учреждения, физкультурно-оздоровительные центры, благоустраивает столичные скверы и дворы. Всего с 1997 года Департаменту жилищной политики и жилищного фонда Москвы под переселение жителей передано 276 778 кв. м жилых площадей. Общий объем участия «ДОН-строя» в социальных программах превышает $2,4 млрд.

В 2008 году, по оценке журнала FORBES, группа компаний «ДОН-Строй» стала крупнейшим в России девелопером в высших сегментах жилой и коммерческой недвижимости, заняв 46 место в рейтинге крупнейших российских компаний «FORBES-200».

Альберт Акопян

Версия для печати
« 2009 г. »
« Апрель »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   






   Рейтинг@Mail.ru