Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Лидеры ритейла выросли в кризис

26.01.2010 11:50 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Согласно годовой отчетности крупнейших публичных продуктовых ритейлеров, 2009 год стал для них годом роста, который во многом был достигнут за счет развития сегмента дискаунтеров. Компании заверяют, что в будущем не намерены снижать темпы развития, ведущие игроки рынка намерены тратить миллиарды рублей и открывать сотни новых магазинов.

По результатам года можно сказать, что наилучшие результаты в области продуктового ритейла продемонстрировали дискаунтеры, которые не только не приостановили развитие, но и воспользовались представившимися возможностями. Результаты года крупнейших продуктовых ритейлеров, являющихся публичными компаниями, оказались со знаком плюс, несмотря на то, что, например, за период январь-ноябрь 2009 года снижение общего товарооборота в сопоставимых ценах составило 5,7% (данные Росстата по России).

«Крупные по масштабам бизнеса операторы сейчас находятся в наиболее устойчивом положении, - говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. - На фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры многие усиливают свои позиции. Некоторые лидеры рынка в 2009 года продемонстрировали заметно более высокие темпы органического роста. Теоретически большими компаниями, располагающими достаточными финансовыми возможностями и необходимыми управленческими ресурсами, данный период вполне может быть использован для экстенсивного роста за счет увеличения рыночной доли».

Растут как грибы

X5 Retail Group за 2009 год открыла 191 «Пятерочку» и 68 супермаркетов «Перекресток» (с учетом приобретенной в IV квартале сети «Патэрсон»). Ритейлер увеличил торговую площадь на 189 тыс. кв.м. (+22%). Консолидированная выручка компании составила 275,1 млрд руб. ($8,675 млрд). В рублевом выражении она выросла за год на 33%, в долларовом – на 4%.

Но наибольший прирост числа магазинов показала сеть «Магнит» - за 2009 год ей удалось открыть 646 магазинов (против 382 в 2008 году), львиная доля которых пришлась на дискаунтеры. Торговые площади сети выросли на 236,3 тыс. метров. Предварительный объем консолидированной чистой неаудированной розничной выручки (без НДС) за 12 месяцев 2009 года составил 169,6 млрд руб., что означает рост в размере 28,12%, по сравнению с аналогичным отчетным периодом прошлого года. Таким образом, «Магнит» по-прежнему отстает от своего основного конкурента X5, но опережает его по динамике роста, несмотря на то, что и не делал крупных приобретений.

«Дикси», которая тоже специализируется на нижнем ценовом сегменте, по темпам роста отстала от конкурентов: выручка в прошлом году увеличилась всего на 12% (в 2008 году — на 38%). Компания открыла 44 магазина и увеличила торговые площади чуть более чем на 16 тыс. кв. м. Выручка за 2009 год составила 54,2 млрд рублей, в долларах этот показатель - 1,7 млрд (на 12% ниже аналогичного показателя 2008 года). Как объясняют в компании, виноваты не только общие для рынка замедление роста цен на продукты питания и сокращение потребительских расходов, но и возникшие у самой «Дикси» в I квартале проблемы с логистикой. После запуска распределительного центра в подмосковном Серпухове у компании был сбой в программном обеспечении, за которым последовали и сбои в поставках товара в магазины.

«Акции «Дикси» торгуются сейчас с дисконтом около 30% к «Магниту» и Х5 Retail Group, что отражает более слабые фундаментальные показатели компании, но в то же время дает надежду на восстановление динамики продаж и повышение операционной эффективности компании в среднесрочной перспективе, - отмечает, аналитик ИБ «КИТ Финанс» Наталья Колупаева. – Но мы ещё ждем публикацию финансовой отчетности по МСФО за 2009 год в мае».

Сытое будущее

Ритейлеры заверяют, что снижать темпы не намерены. X5 Retail Group ожидает в 2010 году повторения динамики 2009 года (рост примерно на 25%). Капитальные затраты должны составить 18 млрд руб. Компания планирует открыть 7-10 гипермаркетов, 15 супермаркетов и 200-250 магазинов формата дискаунтер. «Магнит» опять собирается сделать очередной рывок и вложить в развитие в 2010 году $1 млрд. На эти деньги компания может открыть 450-550 дискаунтеров и 25-30 гипермаркетов. «Дикси» также намерена потратить на открытие недорогих магазинов около 3 млрд руб. (открыв около 100 новых точек).

При этом руководители сетей говорят, что фактически заявленные планы развития не будут сильно зависеть от того, как быстро начнет восстанавливаться российская экономика.

«Делать какие-то предположения сегодня очень сложно, - говорит директор Северо-Западного филиала Х5 Александр Павлов. - «Дно» или не «дно», наверное, мы сможем об этом судить через несколько лет и точно понять, в какой момент было «дно», и когда начался подъем. Наша компания нацелена на эффективное ведение бизнеса, мы исходим из той ситуации, что существует на сегодняшний день, и строим свои бизнес-процессы, исходя из реалий сегодняшнего дня».

Сегодня уже можно наблюдать, как многие дискаунтеры заполняют торговые площади, освобождающиеся от компаний из менее удачных сфер бизнеса, приходя на место бутиков и магазинов одежды. Однако это далеко не всегда это выгодно для владельцев помещений.

«Продуктовые сети сохранили свои позиции одних из наиболее активных арендаторов торговой недвижимости и в 2010 году, - отмечает директор по развитию бизнеса ASTERA St.Petersburg Людмила Рева. - Основная часть спроса на аренду сосредоточена в эконом-сегменте («Пятерочка» и другие аналогичные сети) а также в специализированных продуктовых магазинах (мясные, рыбные лавки и т.д.). Однако продуктовые операторы запрашивают одну из самых низких ставок аренды на рынке - до 1000 руб. за кв. метр в месяц, что не соответствует ожиданиям собственников помещений».

Маргарита Рахнова

Версия для печати
« 2010 г. »
« Январь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031






   Рейтинг@Mail.ru