Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Стратегическая избыточность

11.03.2010 11:55 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Минрегион утвердил «Стратегию развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года» стоимостью почти 1,6 трлн рублей. Она предусматривает модернизацию производства, строительство новых предприятий, изменение нормативно-правовой базы. Участники рынка говорят: пока власти не обеспечат условия для роста спроса на жилье, никакие стратегии не помогут. А если обеспечат - стратегия будет не нужна, предприниматели сами справятся.

В своих расчетах Минрегион ставит цель обеспечить в стране такой объем производства стройматериалов, которого бы хватило на строительство как минимум 141 млн кв. м жилья в год - по метру на каждого россиянина. Для сравнения: в Западной Европе ежегодно вводится по 2 кв. м жилплощади на человека, в США - по 3 кв. метра. При этом норма обеспеченности жильем в России составляет 18 «квадратов» на человека, а в Европе и США 48 и 85 кв. м соответственно. То есть даже если стратегия Минрегиона будет реализована так, как задумана, догнать Европу мы сможем только к 2030 году, Америку - к 2040-му. Но для нас и это был бы невероятный прорыв.

Поэтому авторы стратегии ориентировались, прежде всего, на потребности жилищного строительства. Развивать предполагается производство цемента, штучных стеновых материалов, сборных железобетонных конструкций и изделий, панелей и других конструкций для крупнопанельного домостроения, теплоизоляционных изделий, мягких кровельных и гидроизоляционных материалов, листового стекла, нерудных строительных материалов, деревянных домов, шифера. Отделочные материалы в стратегии не рассматриваются.

Отстали на треть века

Разработчики признают, что наша промышленность отстала от мировой не только по объемам производства, но и в смысле технической оснащенности. Например, износ техники, задействованной в добыче полезных ископаемых, составляет около 52%. Причем обновляться только за счет отечественной техники невозможно - в смысле уровня оборудования для производства стройматериалов мы отстаем от зарубежных аналогов на 30 лет. С научно-исследовательскими разработками дело обстоит еще хуже. Только 5-15% от всех участников рынка занимаются научной деятельностью и разрабатывают инновационные продукты.

Причины столь бедственного положения отрасли всем известны: невнятное законодательство, которое к тому же не исполняется, коррупция, дорогие кредиты, согласовательная бюрократия и т.д.

Все приведенные данные - докризисные. Общий экономический спад отбросил отрасль еще дальше от мирового уровня. Хотя в последние месяцы падение производства стройматериалов стало уже не таким катастрофическим, как в начале 2009-го (в январе-мае оно составило 50-55%), но оно все же ощутимо. Больше всего пострадало производство конструкций для крупнопанельного домостроения, конструкций и деталей сборных железобетонных, стеновых материалов, нерудных строительных материалов. Цемент, мягкая кровля, шифер и изоляционные материалы просели по сравнению с 2008 годом только на 30-40%.

К тому же производство стройматериалов распределено по территории РФ крайне неравномерно. Например, в Европейской части России (до Урала включительно) выпускается более 85% всей продукции отрасли. А в Сибирь и на Дальний Восток почти все материалы завозятся из других регионов России или из-за рубежа. В советские годы там были свои предприятия, производившие стройматериалы. Но они бездействуют уже десятилетиями и восстановлению не подлежат.

Однако не все так безнадежно, считают разработчики стратегии. По их мнению, шансы догнать хотя бы Европу у нас есть. Никаких ноу-хау не предлагается, все меры традиционны: совершенствование законодательной базы, устранение коррупции, сокращение административных барьеров, повышение инвестиционной привлекательности.

Конкретные меры будут разрабатываться уже после утверждения стратегии правительством РФ. На всякий случай Минрегион предусмотрел два варианта развития российской экономики и в связи с ней - производства стройматериалов.

Инновационный и инерционный. Но предлагает нам быть оптимистами и о втором сразу же забыть. А инновационный сценарий предполагает рост к 2020 году относительно 2008-го потребления цемента в 1,5 раза, стеновых материалов - 1,7 раза, сборных железобетонных конструкций и изделий - 1,4 раза, стекла листового - в 2,5 раза, деревянных домов заводского изготовления - в 9,6 раза и т.д. Чтобы этого добиться, нужно увеличить производство основных стройматериалов.

Правда, не по всем направлениям мы способны это сделать. Например, учитывая активизацию индивидуального домостроения, вырастет спрос на отделочные и кровельные материалы. Их у нас производят мало, новых предприятий к 2020 году почти не появится. Значит, рассуждает Минрегион, нужно наладить нормальный импорт этой продукции.

Еще несколько целевых показателей стратегии. Степень износа оборудования в отрасли планируется сократить с нынешних 36,5% до 25% к 2020 году. Объем инновационной продукции к общему объему произведенной в отрасли продукции увеличить с 2,1% до 30% (правда, как Минрегион собирается это делать, если в его стратегии не предусмотрено государственное финансирование научных разработок, - не понятно).

Предполагается также обновить нормативно-техническую базу, переработав как минимум 250 национальных стандартов на строительные материалы. Сейчас их в отрасли и есть около 250. Но в ближайшие годы планируется принятие 59 новых и отмена 34 старых. То есть, по сути, речь идет о полной замене регламентов.

Министерство также продвигает модную тему использования в производстве стройматериалов отходов. В России сейчас скопилось более 80 млрд тонн отходов. Ежегодно образуется около 2,7 млрд тонн промышленных и 40 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Авторы стратегии предлагают задействовать их в промышленности. Например, ТБО можно использовать для выработки электро- и теплоэнергии.

Стратегия будет реализована в два этапа. К 2015 году Минрегион в основном сосредоточится на модернизации оборудования и механизмов на действующих предприятиях и будет готовить задел для строительства новых. А в 2015-2020 годах предполагается начать собственно наращивание мощностей производства.

Общая стоимость реализации стратегии до 2020 года - около 1,59 трлн рублей. То есть по 150 млрд в год (сейчас ежегодные инвестиции составляют 50 млрд рублей). Бюджетных вложений не предусмотрено. Доля НИОКР составляет 2,26 млрд рублей. Минрегион уверен, что сами участники рынка будут вкладываться в научные разработки.

Материалы стратегии уже обсуждались в различных федеральных министерствах и ведомствах. Но окончательный вариант, который поступит на утверждение правительства РФ, обнародован впервые. Минрегион принимает замечания по документу до 15 марта.

Сами справятся

Директор по общественным связям группы КНАУФ СНГ Леонид Лось считает положительным уже сам факт появления стратегии. Потому что в ней обобщена актуальная информация, которую могут использовать потенциальные инвесторы при планировании своего производства в России. А действующие предприниматели по ней могут ориентироваться в развитии ассортимента продукции.

По мнению Леонида Лося, стимулировать производство стройматериалов должно повышение спроса на недвижимость - жилую и коммерческую. Нужно больше строить индивидуальных домов, таунхаусов. А для этого отходить от традиционных методов строительства (бетон, кирпич) в пользу современных технологий легкого и быстрого строительства с большим использованием теплоизоляционных материалов. « Перспективным направлением развития отрасли в России, на наш взгляд, является строительство экономичного малоэтажного жилья с применением каркасно-панельных технологий. В этом направлении мы активно сотрудничаем с домостроительными предприятиями различных регионов России. Для большей интеграции в мировой технологический процесс было бы полезно перенять европейские стандарты по производству стройматериалов и ведению строительных работ. По этому пути уже идут соседние с Россией страны СНГ» , - говорит Леонид Лось.

Однако не стоит рассчитывать, что производители самостоятельно осознают необходимость внедрения новых стандартов и инноваций. Чтобы они появились, они должны быть востребованы, считает руководитель рабочей группы « Инновационные технологии в промышленности строительных материалов» Российского союза строителей, директор НП « Союз производителей бетона» Александр Бублиевский считает. « У нас нет социального заказа на инновационный прорыв в жилищном строительстве или производстве строительных материалов. Никакой мотивации к такому прорыву нет и у застройщиков - дома с традиционными технологиями и материалами и так успешно продаются. Нет необходимых экономических стимулов - налоговых льгот, грантов, субсидий, - которые бы поощряли внедрение энергоэффективных материалов и технологий. Бизнесмен не начнет подготовки серийного производства новой продукции, пока не получит стабильный заказ на нее или иную гарантию на сбыт. Застройщиков интересует не технология как таковая, которая может быть изготовлена по этой технологии, и ее преимущества, позволяющие ей успешно конкурировать с аналогичной», - говорит Бублиевский. Проектировщики тоже не спешат закладывать в проекты инновационные материалы, так как это никак не поощряется государством.

Без оживления ситуации в жилищном строительстве стимулировать развитие индустрии стройматериалов невозможно. Но пока действия властей в этом смысле не очень эффективны. Например, ипотека развивается крайне слабо. « У ипотеки в России есть будущее, но весьма трудное настоящее.

Несмотря на быстрый рост ипотечных кредитов, их доля в общем объеме покупок жилья не превышает 15% в среднем по стране. Ставки ипотечных кредитов (15-24% и выше) и первоначальный накопительный взнос (30-50% стоимости квартиры или дома) непомерно высоки. В Германии, Франции ипотека стоит населению от 4%, в Финляндии, Англии – от 6%, в Китае – от 5%. Цивилизованное развитие ипотеки в России в интересах граждан и кредиторов сможет существенно активизировать жилищное строительство, как локомотив, подтолкнет к развитию строительную отрасль, стройиндустрию и рынок недвижимости» , - рассуждает Лось.

Стратегия, предлагаемая Минрегионом, упустила проблему, которую участники рынка считают очень актуальной, - распространение контрафактных стройматериалов. « Контрафакт представляет угрозу для здоровья всех граждан, например: обрушение зданий из-за использования поддельных строительных материалов. Кроме того, производители контрафакта не платят налоги, а производственные мощности законопослушных налогоплательщиков простаивают, так как рынок сбыта наводнен подделками.

Наша компания уже почти 10 лет самостоятельно борется с подделкой своей продукции. Ежегодно на эту борьбу нами в России расходуются миллионы евро. В этом случае мы сталкиваемся с грубейшим нарушением законодательства о защите прав интеллектуальной собственности» , - констатирует Леонид Лось. Впрочем, отмечают другие эксперты, источник проблемы - не столько нарушение прав интеллектуальной собственности, сколько банальная коррупция.

Участники рынка отмечают: сама по себе стратегия - не лишняя. Но если в стране будет обеспечен стабильный спрос на жилье, то она будет не очень нужна. Предприниматели сами будут модернизировать производство и повышать эффективность продукции, внедряя инновации. И отрасль поднимется.

К примеру, на общем фоне падения стройиндустрии в кризисный 2009 год объем производства стекла вырос на 85,6%. Причина - увеличение объемов индивидуального домостроения и ремонтно-отделочных работ. Стратегия стекольщикам не понадобилась.

«По нашим оценкам, емкость рынка керамического кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сократилась в 2009 почти на 40%. Эти цифры коррелируют с общероссийскими данными по снижению объемов производства кирпича. Падение цены составило в среднем 25%. Наибольшее падение рынка произошло за счет снижения активности в высокоэтажном жилищном строительстве. Что касается малоэтажного частного строительства, то здесь ситуация обстояла лучше. Частники продолжали строить.

Этому способствовало падение цен на строительные материалы, на землю и на строительные работы», - отмечает начальник управления маркетинга ОАО «Победа ЛСР» (LSR Group) Евгений Чернега.

По его мнению, указанные в стратегии меры полезны. Но нередко инициативы властей обескураживают участников рынка. «В частности - распоряжение правительства Москвы (№587 РП), которым в 2009 году был введен запрет на использование лицевого пустотелого кирпича в качестве облицовки наружных стен зданий (на объектах государственного заказа). Любые решения подобного рода должны приниматься системно, иначе они могут негативно отразиться не только на производителях керамических стеновых материалов, но и интересах конечных покупателей», - считает Евгений Чернега.

Ольга Мягченко

Версия для печати
« 2010 г. »
« Март »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    






   Рейтинг@Mail.ru