Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Гаражи без "колхозов"

15.03.2010 13:50 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Первый год реализации программы «Народный гараж» показал, что воплотить в жизнь задуманное будет весьма непросто. Уже сейчас сметы строительства гаражей так и норовят превысить обозначенные 350 тыс. рублей за одно машиноместо. Проблемы кроютсяв дефиците земельных участков и их многочисленных обременениях. Чиновники признаются, что чуть ли не единственный территориальный резерв - это площади, занимаемые плоскостными гаражными комплексами. Впрочем, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин заявил, что власти не собираются насильно выгонять людей с насиженных мест и заставлять покупать новые гаражи: «со своим народом мы воевать не будем»

Поводом для обстоятельного разговора о гаражной сфере Москвы стал отчет Северо-Восточного округа по программе гаражного строительства. Ситуация в округе характерна для всего города - мест организованного хранения и парковки автомобилей остро не хватает. По словам префекта СВАО Ирины Рабер, дефицит машиномест составляет более 260 тысяч. На сегодня в округе структура гаражных фондов такова: в капитальных гаражных комплексах насчитывается 50 тыс. машиномест (доля - 28,6 процента), в некапитальных объектах, то есть в традиционных плоскостных гаражных комплексах, - 127 тыс. (или 71,4 процента). Ирина Рабер заметила, что в расчет не принимаются «ракушки», которые признаны устаревшими для хранения машин. Максимальное их число пришлось на 2000 год - 33 тысячи, в последние годы шла их постепенная ликвидация.

Зато принимаются в расчет гаражи, которые строятся по программе «Народный гараж». Именно Северо- Восточный округ стал пионером в этом приоритетном направлении - в 2008 году здесь был построен первый в городе гараж на 300 машиномест за счет средств жителей. Правда, на пути широкого развертывания данной программы выросли многочисленные барьеры. Объективная причина - элементарный дефицит земельных участков, подходящих под новые гаражные комплексы. К примеру, в прошлом году в округе первоначально было отобрано для программы 36 участков. Но после того как их просеяли, говорит Ирина Рабер, остались «горькие слезы». Большая часть участков имеет различные обременения - коммуникации, красные линии, расположение в границах природного комплекса и т.д. На 23 участках расположились крупные плоскостные автостоянки, которых быстро вывести невозможно.

В 2009 году, как говорят специалисты, программу «Народный гараж» в Северо-Восточном округе, равно как и во всей столице, делали «с чистого листа». Из 14 отобранных земельных участков в СВАО в сторону по различным причинам ушли еще четыре. Из оставшегося десятка, указывает первый заместитель руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Петр Аксенов, только по трем оформлены договоры аренды. В нынешнем году признаки «чистого листа» сохраняются: из 209 объектов по городу на разработку градостроительных планов земельных участков пока сдан только 61 объект.

Серьезно усложняют жизнь различные обременения земельных участков. В первую очередь в виде инженерных коммуникаций. Их перекладка заметно увеличивает стоимость гаражных комплексов. Расходы на строительство стремятся превысить озвученные цифры по стоимости одного машиноместа в 350 тыс. рублей. Так, только по Северо-Восточному округу в прошлом году перекладка коммуникаций вылилась в 12 млн. рублей, а всего по городу - в 508 млн. рублей. Петр Аксенов призвал рассмотреть возможность финансирования программы из столичного бюджета. Ведь помимо перекладки коммуникаций на плечи подрядных организаций ложатся расходы по компенсационному озеленению взамен вырубленных деревьев, а еще надо платить за присоединение к электрическим сетям.

Последний пункт может серьезно сказаться на сметах строительства гаражей. Только в Северо-Восточном округе, сообщил Петр Аксенов, задолженность за присоединение к сетям составляет 112 млн. рублей. Всего по городу цифра внушительна - 1,1 млрд. рублей. Первый заместитель руководителя департамента считает, что к программе «Народный гараж» надо подойти так же, как к программе по сносу пятиэтажек. В последней, к примеру, компаниям-застройщикам город компенсировал расходы по освобождению и подготовке строительных площадок. В ином случае цена машиноместа в 350 тыс. рублей просто не будет соответствовать реальным расходам.

Однако дефицит средств в бюджете и земельных участков ужесточает характеристики «Народного гаража». Ирина Рабер считает - если по максимуму не задействовать земельные резервы, еще имеющиеся в городе, программу просто не удастся выполнить. Резервы, по ее мнению, следующие: часть территорий природного комплекса, зона отвода железных дорог, территории промышленных зон, тяготеющих к жилым массивам, и подземное пространство. На последнем месте в списке значатся земельные участки, занятые плоскостными гаражными сообществами. Но, судя по всему, именно они рассматриваются в качестве основного резерва.

Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк не стал скрывать: плоскостные стоянки - единственный серьезный резерв программы. Земельные участки под ними в большинстве своем не требуют серьезного переустройства, в том числе по перекладке коммуникаций. Такие стоянки чаще всего удобны и в плане транспортной доступности. Иными словами, они просто напрашиваются, чтобы их заменили многоэтажными гаражными комплексами. Причем интересы владельцев гаражных боксов и парковочных мест на таких стоянках почему-то оказались на последнем месте. Юрий Росляк заметил, что земельные участки под такими стоянками в свое время передавались городскими властями под временное пользование. Следовательно, речи о какой-либо компенсации за теряемые гаражные боксы вообще не идет. Компенсационный механизм, который возник было при ликвидации гаражных сообществ, попавших в зону застройки Четвертого транспортного кольца, - сейчас непозволительная роскошь для московского бюджета.

Подход быстрого решения глобальной гаражной проблемы привел к серьезным перекосам, в частности в социальном плане. Чиновники на местах «взяли под козырек», став усердно претворять в жизнь поставленные задачи. По словам председателя Региональной общественной организации «Московский городской союз автомобилистов» (МГСА) Михаила Рубинштейна, в сообществе гаражных владельцев в последнее время сложилась напряженная обстановка. Вопервых, значение самой МГСА стараются максимально понизить. Если первоначально предполагалось, что в рамках программы «Народного гаража » организация будет выступать заявителем и застройщиком, то теперь ей отводится роль статиста. От МГСА, говорит Михаил Рубинштейн, хотят зачастую только одного: чтобы она расформировала ту или иную стоянку и тихо отошла в сторону. Причем чиновники начинают чуть ли не терроризировать гаражно-строительные кооперативы. Их заставляют выходить из состава МГСА и создавать новые организации порой с надуманным статусом.

Возникшие проблемы прекрасно понимают префекты. Глава Восточного округа Николай Евтихиев задал важный вопрос - когда будет готов документ правительства Москвы, позволяющий официально работать с гаражными кооперативами, подлежащими расформированию? Петр Аксенов ответил, что такое положение разрабатывается, но окончательных сроков принятия документа не назвал. Тогда Николай Евтихиев зашел с другой стороны - сейчас принято распоряжение городского правительства, запрещающее отводить и оформлять земельные участки под плоскостные стоянки. Но в то же время ясно, что многие такие стоянки ни под какие другие цели просто не пригодны, например во дворах. Стоит ли создавать здесь проблемы? Важный момент, говорит Михаил Рубинштейн, - принципиального противостояния владельцев боксов в гаражных кооперативах с властями нет. Многие понимают, что проблему гаражного дефицита в столице надо решать. Но примерно у трети членов кооперативов нет средств для покупки мест в новых «народных гаражах». И они боятся, что их просто выбросят на улицу, никак не позаботившись об автомобилях.

Вышеперечисленные перекосы на ходу стал исправлять первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин, ведший заседание московского правительства. По его словам, при реализации программы «Народный гараж» ни в коем случае нельзя повторить опыт насильственного создания колхозов и совхозов в 20 - 30-х годах прошлого века. «Если люди выступают против, да еще место не очень подходит для строительства, зачем тогда реализовать проблемные проекты», - заметил Владимир Ресин. «Самый трудный вопрос в программе - это плоскостные гаражи, но воевать со своим народом мы не будем», - заверил первый заместитель мэра. Фактически сейчас предстоит заметно переформатировать программу. Уже зашла речь о предоставлении на льготных условиях мест в новых гаражах для отдельных категорий, прежде всего инвалидов и ветеранов.

Также напомнили о гаражной ипотеке. Предоставлением гаражных кредитов уже сейчас готовы заниматься Банк Москвы и Сбербанк. Наконец, разумно заняться созданием товариществ собственников гаражей в новых комплексах. Надо не только их построить, но и затем нормально содержать.

Сергей Осипов

Версия для печати
« 2010 г. »
« Март »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    






   Рейтинг@Mail.ru