Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


В Венеции узнали про Вышний Волочек

06.09.2010 15:00 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Российский павильон на 12-й архитектурной биеннале в Венеции снискал похвалы участников и гостей выставки. Международная общественность с удивлением узнала, что в России есть не только Москва и Петербург, но и Вышний Волочек. Иначе говоря, провинция.

Этому обстоятельству на открытии павильона с экспозицией «Фабрика Россия» особенно радовался представитель Президента РФ Михаил Швыдкой, настаивая, впрочем, что говорит он искренне: «Это удивительный, уникальный мир, в котором живет бОльшая часть России. Он переживает сейчас трагическую часть своей истории: производство в провинциальных городах остановлено, фабрики и заводы — в руинах. Вышний Волочёк, расположенный между Петербургом и Москвой, — как раз пример такого города».

Но загрустить от безысходности приглашенным г-н Швыдкой не дал: «Архитекторы предлагают выход из тупика. Впервые не власть и бизнес дают заказ архитекторам — они сами демонстрируют, как можно решить социальные проблемы этого города».

В этом и состояла главная идея кураторов павильона (зам. министра культуры Павла Хорошилова, руководителя архитектурной мастерской Сергея Чобана и архитектурного критика Григория Ревзина) — представить будущее пяти заброшенных фабрик, пригласив для этого пять архитектурных мастерских: из Петербурга — Евгения Герасимова и Никиты Явейна, из Москвы — Владимира Плоткина и Сергея Скуратова, пятым выступил сам Сергей Чобан со своим партнером Сергеем Кузнецовым. (Павел Хорошилов сравнил эту задачу с поиском лекарства от чумы.)

Но просто представить проекты было бы скучно. Поэтому свежеотремонтированный российский павильон разбили на три зоны. В первой, где нарочно обнажили кирпичную кладку и стропильную систему, для посетителей крутят специально снятое (в духе итальянского неореализма) черно-белое кино — ностальгическое воспоминание о былом времени одного из бывших рабочих Вышнего Волочка.

Настроившись на лирический лад, зритель открывает дверь в следующий зал, где оказывается погруженным едва ли не в сказочный мир преображенного города. Смонтированная круговая панорама (написана группой художников под руководством Василия Федотова) представляет идиллический город с модными дефиле на перекинутом через реку мосту, где бизнесмены прекрасно соседствуют с крестьянами, пасущими скот, а руины уже не руины, а центры досуга, жилье, музеи.

Впечатление сказочного Китеж-града усиливается благодаря зеркальному полу, в котором отражаются живописные картины будущего. (Кстати, пример круговой панорамы на биеннале не нов — в 2004 м его с успехом применили в немецком павильоне. Впрочем, использование идей прошлых биеннале не раз бросалось в глаза при осмотре не только российской экспозиции.)

И наконец, в третьем зале на планшетах представлены проекты реконструкции в том виде, в котором они милы сердцу профессионалов, — с чертежами, схемами, панорамами, расчетами и прочим антуражем, который убеждает: будь на то политическая воля и экономический ресурс, сказка вполне может стать былью.

Фабрика «Аэлита» превратится в российский центр моды и текстильной промышленности (Сергей Чобан уже пригласил к сотрудничеству дизайнера Алену Ахмадулину), Прохоровская мануфактура (проект «Студии 44») — в водный центр досуга с гостиницей (первый этаж бывшей фабрики подтопит вода — совсем как в Венеции), а фабрика Рябушинского (проект мастерской «Резерв» Владимира Плоткина) — в техно-развлекательный центр «Познание мира».

Интересны не только идеи, но и их воплощение. Студенты пытаются разгадать, как выполнены «картинки» в проекте Евгения Герасимова для фабрики «Парижская коммуна». Автор с гордостью поясняет: «Это ручная работа и компьютерная печать на стекле — мало, кто этим занимается». Никита Явейн делится своими секретами дизайна: «На сплошной подоснове раскатан рулон кальки — создается впечатление гравюры».

В общем, как ни грустна российская провинция, но экспозиция весьма жизнеутверждающая. Особенно когда баннеры «Фабрика Россия» неожиданно видишь при входе в венецианский театр «Фениче», не так давно возрожденный из пепла пожара (любопытное место для торжественного приема по случаю открытия российского павильона). Волей-неволей хочется верить, что мы все возродим и построим. Как Епифанские шлюзы.

Мнения экспертов

Марина Истомина, архитектор (в 2003-2009 м — директор «Фонда культуры» в проекте МБРР для Петербурга):

— Мне очень понравился российский павильон — особенно в сравнении с предыдущими биеннале: здесь есть осмысленная концепция. Конечно, присутствует вселенская российская печаль, но есть надежда на перемены. Вода камень точит.

Никита Явейн:

— В нашем проекте мы предлагаем создать систему шлюзов, чтобы впустить воду в центр Вышнего Волочка. То есть к бывшей фабрике, где мы создаем музей, гостиницу, рядом училище судоводителей, жилье, можно добраться непосредственно по воде. Представляете, всего 15 минут до остановки «Сапсана», полтора часа на поезде — и ты в Петербурге! Таким образом, мы связываем Вышний Волочок с экономическими центрами.

В целом, мне кажется, в этом году экспозиция российского павильона получилась на хорошем европейском уровне.

Евгений Герасимов:

— В проекте для фабрики «Парижская коммуна» (кстати, единственной, которая до сих пор работает в Вышнем Волочке) мы сохраняем все характерные приметы старого комплекса: различные типы архитектуры, элементы отделки, а новые здания строим, используя градостроительные традиции этого места.

Мне понравилось, как кураторам удалось совместить в одной экспозиции разные проекты. Приятно, что на открытии нашего павильона присутствовал министр культуры Великобритании. Мне не очень интересны концептуальные изыски биеннале в Арсенале, а наш павильон стремится решить конкретную задачу — возрождения российской провинции. Россия сильна провинцией.

Версия для печати
« 2010 г. »
« Сентябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   






   Рейтинг@Mail.ru