Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Риэлторский плагиат

15.09.2010 15:00 - раздел: Новости недвижимости: Россия

На днях наш корреспондент обнаружил в подмосковном городе Щелково агентство недвижимости с крайне интересным названием «И.Н.Ком». Понятно, что к известной на всю Москву корпорации «Инком» данное агентство не имеет отношения. Много ли таких «клонов» работает на риэлторском рынке и как с ними борются правообладатели?

Простенький контент, неброский дизайн и орфографические ошибки – именно этим набором меня встретил сайт щелковского агентства недвижимости «И.Н.Ком». Долгое время дозвониться в агентство мне не удавалось, поскольку номер либо был занят, либо не отвечал. И все же после нескольких часов мои попытки увенчались успехом.

– Агентство «И.Н.Ком», добрый вечер, – радостно пропела девушка на том конце провода. – Добрый. Я бы хотел продать квартиру через ваше агентство в Щелково, а потом купить в Москве, – выдаю я слова заранее подготовленной легенды. – Конечно, конечно, мы рады будем Вам помочь. Только наши менеджеры сейчас заняты, но я могу Вас проконсультировать. – Как хорошо, что крупные компании наконец-то добрались и до нашего города! – выдаю я бесцеремонную ложь, поскольку в городе Щелково был лишь один раз, да и то случайно. – Вы же, если я не ошибаюсь, входите в состав корпорации «Инком», которая вроде бы первое место на рынке Москвы занимает по продажам? – (Девушка «зависла») Ну, Вы понимаете, мы их партнеры… Но Вы не подумайте, мы – надежная компания с надежной репутацией и уже давно работаем на рынке, – бойко защебетала она. – Постойте-ка! Я был уверен, что ваше агентство – филиал крупной компании, которая сможет помочь мне купить квартиру в Москве и подыщет покупателя из города. А вы, выходит, просто жулики? – Ну что Вы! Мы тоже работаем с клиентами из Москвы и квартирами в Москве. И «Инком» – наш давний партнер. Они помогут нам клиентами и квартирами… Наши шефы даже знакомы, – попыталась втереться в доверие девушка, последнюю фразу выдав заговорщицким шепотом. Но дальше слушать этот бред я не стал и отключился, посоветовав им сменить бренд. Получить официальные комментарии в компании, разумеется, не удалось.

Бренды из-под копирки

В корпорации «Инком», конечно же, сообщили, что понятия не имеют о таком агентстве, слышат о нем впервые и партнерских программ с ним не ведут, но информация корреспондента DJ не вызвала у топ-менеджеров удивления. «На рынке довольно много контор, которые прикрываются именами крупных и известных игроков, – рассказали они. – Например, о «псевдо-Инкомах» нам приходится слышать довольно часто. Несмотря на то что компания «Инком-Недвижимость» ведет свою деятельность преимущественно в Московском регионе, сообщения о фирмах, использующих наше имя, приходят практически со всех краев России. Видимо, в Щелково объявился еще один «клон», решивший нажиться на чужом раскрученном имени».

С такими же примерами сталкиваются «Миэль» и МИАН. «В Москве мы таких случаев не фиксировали, однако в регионах с этим периодически сталкивались, – сообщил «J» председатель брокерского совета холдинга «Миэль» Роман Мурадян. – Ряд региональных агентств недвижимости пытались писать название нашей компании, меняя орфографию, использовали наши цвета, фирменную символику и даже слоганы».

«За 15 лет работы на рынке недвижимости мы неоднократно сталкивались с незаконным использованием бренда компании, – говорит в интервью генеральный директор МИАН Василий Митько. – Иногда этим грешат сотрудники, по тем или иным причинам уволенные из компании, пытаясь открыть свой собственный небольшой бизнес. Они желают перевести часть клиентского потока на себя, а также получить новых клиентов, которые по ошибке примут их за экс-работодателя. Такие «предприниматели» используют простые приемы, например, заменяя одну букву в известном названии. Совсем недавно мы обнаружили пример такой подмены в Республике Дагестан. Очевидно, недобросовестная компания решила воспользоваться результатами федеральной рекламной кампании нашего агентства».

Еще один вариант незаконного использования бренда – мимикрия под старый фирменный стиль компании после ее ребрендинга. Например, как рассказал Митько, некоторые компании, работающие на рынке зарубежной недвижимости, на своих сайтах используют элементы дизайна, очень похожие на старую версию сайта МИАН, а также созвучные доменные имена. «Замечу, наш риэлторский блок зарубежной недвижимостью не занимается. В этом случае клиентов, не очень хорошо знакомых с нашим агентством, может ввести в заблуждение название сайта, на что и рассчитывают авторы этого Интернет-ресурса», – сообщил Митько.

Доброе имя

Воровство чужих брендов не редкость для рынка недвижимости. Впрочем, то же можно сказать и о других секторах, где бренд и репутация компании являются такими же ценными активами, как, скажем, сотрудники или производственные площади. «На рынке недвижимости репутация риэлторского агентства, его имя – это серьезный нематериальный актив, доля которого в общей капитализации компании может достигать 40–50%. Неудивительно, что находится немало желающих заработать на использовании чужих брендов», – рассуждает Митько.

Впрочем, на рынке риэлторских услуг компания, прикрывающаяся чужим брендом, больше проигрывает, чем выигрывает. Дело в том, что в Москве просуществовать с «клонированным» без разрешения правообладателя брендом долго не удастся. В регионах же его значение не столь высоко, поскольку известность брендов даже риэлторских агентств «большой четверки» за пределами столицы не столь велика, как им хотелось бы. И уж точно использование исковерканных известных в Москве брендов не основание для того, чтобы клиенты выстраивались в очередь у порога. Исключение составляют, пожалуй, подмосковные города, где имена ведущих риэлторских компаний на слуху. Именно поэтому чаще всего такие «клоны» появляются в Московской области.

С другой стороны, потребитель нынче пошел грамотный, способный отличить грубую подделку от оригинала, осознавая свои риски. «Покупка недвижимости через фирмы, прикрывающиеся чужим именем, довольно рискованное дело, – предупреждают в компании «Инком». – Во-первых, такие компании лгут с порога, прикрываясь чужим именем. А во-вторых, никто не может поручиться за то, сколько такая контора просуществует на рынке. Не исключено, что сегодня Вы перечислите средства за покупку, а завтра фирма просто исчезнет с Вашими деньгами». По словам Митько, незаконное и недобросовестное использование чужих брендов обычно практикуют компании, которые не планируют выстраивать долгосрочные отношения с клиентами и ориентируются исключительно на сиюминутный доход. А значит, их надежность крайне сомнительна.

Не укради!

«Действительно, периодически все ведущие игроки рынка сталкиваются с тем, что в регионах нелегально используются их название или фирменный стиль, – рассказывает Мурадян. – Однако для самих подражателей смысла в этом очень мало. Как правило, такое «клонирование» отпугивает клиентов, а не привлекает. Крупную торговую марку хорошо знают на рынке и сразу понимают, что это не фирменный офис, а имитация, и опасаются туда идти». Кроме того, по его словам, у самих риэлторов к подобным компаниям отношение крайне отрицательное. «Если уж предприниматель хочет работать под сильным и известным брендом, ему не стоит это делать нелегально, значительно эффективнее купить франшизу», – резюмирует Мурадян.

Кроме того, использование чужого товарного знака или фирменного стиля карается по закону об авторском праве, что также делает бизнес нарушителей слишком рискованным. Наказание за такое копирование предусмотрено как административное, так и уголовное. Да и сами правообладатели не дремлют. «Мы внимательно смотрим и контролируем, как используется наш бренд на территории России, – говорит Мурадян. – И если кто-то незаконно открывает офис под нашей маркой, мы можем это отследить, быстро отреагировать и путем переговоров решить все эти вопросы». Правда, как замечают в компании «Инком», бороться с такими лже-предпринимателями очень сложно: «Либо они регистрируют и используют другую торговую марку, пусть даже и сходную по звучанию с нашей, либо находят разного рода юридические лазейки, что усложняет процесс привлечения их к ответственности». К тому же патентное и авторское право в России пока находится на этапе становления, что также усложняет борьбу с «пиратами», в том числе и в сфере риэлторских услуг.

Но все же в большинстве случаев усилий юридического отдела крупной компании вполне достаточно, чтобы если не посадить лже-предпринимателей за решетку, то уж точно приостановить их деятельность. «Если компания представляет собой 100-процентный клон и пытается убедить клиентов, что она и есть «та самая» серьезная компания с надежной репутацией, то это уже мошенничество, которое квалифицируется как уголовное преступление, и в этом случае рискуют мошенники не только бизнесом, но и свободой, – поясняет Митько. – Если же компания просто «китайская подделка», и это очевидно клиентам, то можно считать, что они своим существованием делают нам своеобразный комплимент, ведь подделывают всегда только лучшее».

По словам экспертов, компании-«клоны» редко существуют на рынке более года, поэтому серьезной опасности для лидеров рынка они не представляют. «Все случаи использования бренда МИАН, с которыми мы сталкивались, это достаточно грубая подделка, которую легко заметить, – говорит Митько. – Репутационный риск для нашей компании в этом случае минимален, так же как и материальный ущерб. Клиенты, которые уже воспользовались нашими услугами, остаются с нами и не поддаются на уловки недобросовестных предпринимателей». Зато клиенты, обратившиеся в «клон», вполне могут запомнить такую сделку на всю оставшуюся жизнь.

Версия для печати
« 2010 г. »
« Сентябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   






   Рейтинг@Mail.ru