Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Ленобласть раздает землю тем, кому она чаще всего не нужна

16.09.2010 15:55 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Вместо самых нуждающихся в жилье очередников муниципальные власти в Ленинградской области предоставляют бесплатные участки, предназначенные для строительства индивидуальных домов, льготникам, которым эта земля чаще всего не нужна. При этом из всех коммуникаций участки обеспечены в лучшем случае электричеством.

Областной закон о бесплатной земле реализуется очень медленно. За полтора года в регионе выделено всего 169 участков для строительства индивидуального жилья. В Выборгском районе Ленобласти при 1720 поданных (на данный момент) заявлений о предоставлении участков до конца года будет выделено всего 120–130. Этот вопрос на заседании постоянной комиссии по экономике поднял депутат Владимир Цой.

По его данным, муниципальные власти читают закон по-своему и склонны предоставлять землю прежде всего представителям льготных категорий населения, то есть молодым семьям и сельским специалистам, а также уволенным в запас военнослужащим. Хотя первым основанием для предоставления участков считается реальная потребность в жилье (например, недостаточный метраж квартиры, отсутствие права собственности или проживание в коммуналке). Муниципалы расценивают льготников как приоритетных получателей земли, хотя в законе эти категории обозначены лишь в конце списка потенциальных заявителей. Поэтому самые нуждающиеся жители смогут получить землю лишь через несколько лет. Особенно в условиях, когда крупные земельные массивы для выделения участков не формируются.

«Закон был направлен, прежде всего, на решение проблемы очередников, — говорит председатель Контрольно-счетной палаты региона Алексей Ларькин (КСП в последние месяцы занималась проблемой бесплатных участков под ИЖС — «J»). — В Выборгском районе первые 14 участков были в прошлом году предоставлены именно очередникам. Остальные категории выделены в законе, но эти люди нуждающимися не являются и в очереди не стоят». Внесение в закон льготников первоначально не планировалось, его в 2008 году добились депутаты-аграрии.

«Кардинальный метод — исключить всякую приоритетность, — полагает депутат Вадим Рябов, председатель Комиссии по экономике областного парламента. — Потому что окончательного списка всех получателей земли все равно никогда не придумать. Если человек имеет право на землю по закону, это достаточное основание для ее предоставления. Приоритет у нас есть. Он называется очередью нуждающихся в улучшении жилищных условий».

В постановлении областного правительства в связи с бесплатными участками было указано, что местное самоуправление может самостоятельно решать вопросы приоритетности. Но этот пункт был отменен по требованию суда, об этом сообщила представитель Правового управления Законодательного собрания. «И правильно, — заявил Вадим Рябов. — Представьте, до какого маразма можно дойти с приоритетами: инициативные молодые депутаты Сосновоборского городского округа подготовили проект изменений в наше положение об участках. Они написали, что самыми приоритетными получателями должны считаться молодые специалисты, работающие на трех конкретных государственных предприятиях. Это тупиковая логика. К тому же в органах управления на местах — суперкоррупция».

Между тем органы местного самоуправления не справляются с выделением земли, поскольку в их бюджетах не заложены средства на формирование участков, а инженерно подготовленных территорий обычно нет. «Как муниципальные образования находят деньги на обеспечение участков инфраструктурой?» — задал вопрос Вадим Рябов. «Никак не находят, — ответил Алексей Ларькин. — Подписывают документы на землю, где есть только электроэнергия или грунтовая дорога, и больше ничего». «То есть мы профанируем закон и, написав об инфраструктуре, на самом деле всех обманываем», — резюмировал председатель Комиссии по экономике.

По данным областного КУГИ, в Гатчинском и Тосненском районах в лучшем случае к выделяемым участкам ведут дороги. Но люди соглашаются и на это. Больше того, даже формирование участков фактически происходит на деньги заявителя, хотя это противоречит закону. Получив с человека эти 10–15 тыс. руб., администрация оформляет кадастровые и иные документы, а будущему собственнику выдает расписку в том, что со временем средства будут ему возвращены. Их возвращают, когда муниципалитету удается наскрести дополнительные доходы. В Выборгском районе такого не происходит, хотя инфраструктура также практически отсутствует, кроме электричества. Но даже такую землю жителю могут предоставить за десятки километров от его нынешнего дома. По действующим нормативам, очереди на участки сформированы по районам, а не по отдельным поселениям.

«Первым в очереди может стоять человек, который подал заявление в Рощинском городском поселении, а участки формируются в Каменногорске, — говорит Владимир Цой. — По действующим сегодня правилам, секретарь комиссии обязан предложить человеку участок там. Скорее всего, житель Рощина в Каменногорск не поедет. Если возникнет обратная ситуация, житель Каменногорска согласится на Рощино. А после него стоят в очереди люди из Рощина, но участков в своем поселении они уже не получат». Единственным исключением является пока Приозерский район, где принято постановление, что выделение участков происходит по муниципальным образованиям, то есть по месту жительства получателей.

Нужна прямая норма закона или постановление областного правительства, чтобы очереди формировались по поселениям, считают депутаты: где живешь, там и получаешь. Эта позиция расходится с точкой зрения областного КУГИ, где уверены, что в законе следует прописать, сколько раз человек имеет право отказаться от предлагаемых участков, даже выделяемых на другом краю района.

Комиссия Законодательного собрания по экономике обратилась к Правовому управлению с просьбой к следующему заседанию комиссии изучить этот вопрос, чтобы добиться изменений в законе или постановлении правительства. Но пока власти региона имеют право распоряжаться только землей, находящейся в областном ведении. Между тем масса земель контролируется муниципалитетами. А собственность на огромные территории не разграничена: такие массивы также находятся в муниципальном ведении. По решению суда в Ленобласти уже были отменены не только областные нормативы, связанные с выделением муниципальной и неразграниченной земли, но даже рекомендации на эту тему. Поэтому постановление регионального правительства может касаться только областных земель. А вот закон будет распространяться и на муниципальные.

Версия для печати
« 2010 г. »
« Сентябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   






   Рейтинг@Mail.ru