Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


18.03.2011 10:56 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Правительство РФ в марте рассмотрит программу приватизации предприятий ЖКХ и другие предложения Минрегиона по привлечению частных инвестиций в эту сферу. Эксперты считают: чтобы заинтересовать частных инвесторов, нужно, прежде всего, устранить противоречия в российском жилищном законодательстве.

Как сообщил 17 марта 2011 года, на проходящем в Москве XII Всероссийском форуме ЖКХ глава Минрегиона Виктор Басаргин, в конце марта его ведомство направит в правительство РФ предложения о том, как привлечь в жилкомхоз частные инвестиции. Часть инициатив, которые войдут в этот пакет, уже известны.

Например, законопроект о внесении поправок в Жилищный кодекс, продлевающий срок договора между собственниками жилья и управляющей компанией (УК), уже прошел первое чтение в Госдуме. Этот документ разработала группа депутатов во главе с Виктором Плескачевским и Мартином Шаккумом. Они предложили установить срок договора на управление – семь лет (сейчас год с возможной пролонгацией до пяти лет). Автоматически (если у сторон нет претензий друг к другу) он может быть продлен еще на год.

Документ также вводит административную ответственность собственников и правления ТСЖ, УК за разные провинности. Например, за то, что собственники своевременно не приняли решение «по обеспечению надлежащего состояния помещений индивидуального пользования и общего имущества в многоквартирном доме». Такое случается сплошь и рядом: скажем, жильцы отказываются собирать деньги на починку крыши или лестничных пролетов. В итоге дом приходит в крайне плачевное состояния и может стать опасным для проживания.

Готовящийся пакет Минрегиона включает также предложения по приватизации предприятий ЖКХ, переход на долгосрочные тарифы, предоставление долгосрочных бюджетных гарантий по кредитам и финансирование проектов с учетом банковских требований.

Эти инициативы Басаргин объясняет высокой степенью износа объектов ЖКХ – амортизация фондов, по самым грубым оценкам, превышает 60%. Если ежегодно не модернизировать по 20% из них, то жилкомхозу грозит катастрофа, считают в Минрегионе. У государства денег на обновление нет, поэтому оно рассчитывает на частный бизнес.

В России большинство предприятий жилищно-коммунального сектора (управляющие и обслуживающие компании) находится в региональной или муниципальной собственности. В Петербурге, который раньше других субъектов взялся за приватизацию ЖКХ, наоборот, в госсобственности почти нет таких предприятий. По данным начальника Управления по взаимодействию с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Петербурга Дениса Шабурова, из 146 городских УК только шесть – полностью государственные. Еще в 40 компаниях доля города составляет 20%. Остальные предприятия частные. При этом в 2004 году, когда Петербург акционировал ЖЭКи, доля частных УК на рынке не превышала 5%.

В основном жилой фонд управляется силами УК. Даже там, где собственники выбрали способ управления ТСЖ, они часто нанимают специализированную управляющую компанию. Таким образом, услугами УК в Петербурге пользуются почти все жилые дома - около 22 тыс.

В целом по России этот показатель гораздо скромнее. Под управлением частных УК (их около 10 тыс.) в стране находится лишь 800 тыс. домов, в которых проживает 70 млн человек – то есть примерно половина всего российского жилья.

Приватизация ЖКХ – не панацея, предупреждают эксперты. Частные УК не спешат инвестировать в отрасль.

Как считает Виктор Плескачевский, это связано, прежде всего, с тем, что у российского законодательства в отношении управления многоквартирными домами (МКД) очень много пробелов. Например, само понятие «управление МКД» до сих пор законодательно не утверждено.

«В Жилищном кодексе указано, что управляющая организация по заданию собственников жилья обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Но не сформулированы признаки «надлежащего» содержания и ремонта, нет перечня минимального и необходимого набора работ и услуг», - говорит Виктор Плескачевский. Неясно также, что должен содержать договор с УК на предоставление услуг. «То есть одно из самых главных лиц рынка ЖКХ – управляющая компания – в Жилищном кодексе упоминается, но даже примерно не определены минимальные требования к ней», - добавляет Плескачевский.

Денис Шабуров отмечает, что проблема еще и в том, что решения о том, ремонтировать дом или нет и сколько денег собирать на ремонт и обслуживание общего имущества, принимают сами собственники. Но они не отвечают за принятие этих решений. То есть они могут отказаться собирать дополнительные средства на очистку крыши от снега, а оштрафуют за ненадлежащее содержание объекта управляющую компанию. Таких случаев за две последние снежные зимы было очень много.

Кроме того, своих денег у управленцев нет, а банки отказываются кредитовать их без государственных гарантий. «Если государство не будет субсидировать процентную ставку по кредитам и не обеспечит займы своей гарантией, банки денег не дадут», - говорит гендиректор ООО «Городской центр коммунального сервиса» Геннадий Майоров. Опыт других стран (например, Латвии), где кредит выдается под денежный поток в виде квартплаты, для России неприемлем – слишком высок уровень неплатежей.

Разумеется, в таких условиях управляющей компании не интересно привлекать деньги в модернизацию ЖКХ. «Пока не будут устранены противоречия и пробелы в нормативно-правовых актах и не будут установлены прозрачные правила игры на рынке, говорить о существенных сдвигах в ЖКХ не приходится», - считает исполнительный директор Ассоциации управляющих компаний Дмитрий Головкин.

Версия для печати
« 2011 г. »
« Март »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031